Металлический сплав кольчугалюминий сыграл важнейшую роль в истории советской авиации и металлического самолетостроения. В начале 1920-х годов на повестке дня стоял вопрос, из какого материала строить самолеты. Во всем мире развивалось деревянное самолетостроение, и только немецкая фирма Junkers имела опыт создания цельнометаллических самолетов из дюралюминия.
В 1922 году СССР заключил с фирмой Junkers договор об участии немецких специалистов в развитии советской военной авиации. Предполагалось, что немецкие инженеры наладят в Советском Союзе производство металлических самолетов. Однако Junkers договор не выполняла.
Все самолеты изготавливались из частей, поставляемых Германией. В целом, сотрудничество с Junkers не оправдало возлагаемых на него надежд. Германия лишь воспользовалась доверием СССР.
У советских специалистов не было доступа к основным формулам и чертежам немецких инженеров, но благодаря сотрудничеству с немецкой стороной появился первый опыт металлического самолетостроения. Было принято решение о расторжении договора с Junkers.
В ноябре 1921 года Иван Иванович Сидорин подал в Главное управление военной промышленности докладную записку «К вопросу об организации русской алюминиевой промышленности». Ученый отправился во Владимирскую область, на Кольчугинский металлургический завод, который в то время практически не работал. Здесь Иван Сидорин начал свои исследования. Уже в апреле 1922 года были получены первые лабораторные отливки из нового сплава. В июле того же года удалось получить нужный металл, сходный по техническим качествам с дюралюминием.
Новому сплаву по месту его появления дали название «кольчугалюминий». Из него удалось построить первый цельнометаллический самолет АНТ-2 конструкции Андрея Николаевича Туполева. Он поднялся в небо 26 мая 1924 года.
Спустя год русские ученики превзошли немецких учителей: под руководством Туполева в Советском Союзе создали первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан ТБ-1 (АНТ-4) с двигателями, которые расположились вдоль крыла. Именно эта схема стала классической. Впоследствии она легла в основу всех «летающих крепостей» Второй мировой войны.