Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Так называемую «железную рубашку» изготавливал специалист-кольчужник. В зависимости от размера доспеха при толщине проволоки 1–2 мм и диаметре колец 10 мм на одну такую «рубашку» уходило 15–30 тысяч колец. Соответственно, вес изделия колебался от 5 до 15 кг
Кольчуги получили широкое распространение как в Европе, так и в Азии благодаря простой технологии изготовления. Чтобы собрать кольчугу, требовалось несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению колец и плетению из них самой кольчуги. В среднем на работу уходило несколько сотен человеко-часов. После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении достаточно было залатать кольчугу пригоршней новых колец.
B России кольчуги получили широкое распространение еще во времена Киевской Руси и использовались вплоть до конца XVII века. Персидский энциклопедист Ибн Руста, писавший в первой трети Х века, отмечает, что у «славянского царя» имелись «прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги». На миниатюрах Радзивилловской летописи, изображающих воинов и батальные сцены, по мнению советского археолога-слависта и историка Артемия Арциховского, заметно преобладают кольчуги, складки которых отмечены оттенками краски.
Российский археолог Анатолий Кирпичников в своих трудах отмечал, что во второй половине XII века древнерусские кольчуги стали изготавливать целиком из склепанных колец (ранее они попеременно чередовались со сварными), а около 1200 года появились плоские кольца. К 70-м годам XV века на Руси появился новый тип кольчуги мелкого плетения, который назывался пансырем, а в XVI столетии распространились кольчуги, целиком состоящие из плоских колец — байданы.
Фрагмент, представленный в экспозиции, был найден в остяцкой могиле при прокладывании Обь-Енисейского канала в 1882–1893 годах. Музею его подарил барон Бьёрк Алексис Аминов, российский гидротехник, начальник Томского округа путей сообщения и руководитель строительства канала.
Кольчуги получили широкое распространение как в Европе, так и в Азии благодаря простой технологии изготовления. Чтобы собрать кольчугу, требовалось несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению колец и плетению из них самой кольчуги. В среднем на работу уходило несколько сотен человеко-часов. После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении достаточно было залатать кольчугу пригоршней новых колец.
B России кольчуги получили широкое распространение еще во времена Киевской Руси и использовались вплоть до конца XVII века. Персидский энциклопедист Ибн Руста, писавший в первой трети Х века, отмечает, что у «славянского царя» имелись «прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги». На миниатюрах Радзивилловской летописи, изображающих воинов и батальные сцены, по мнению советского археолога-слависта и историка Артемия Арциховского, заметно преобладают кольчуги, складки которых отмечены оттенками краски.
Российский археолог Анатолий Кирпичников в своих трудах отмечал, что во второй половине XII века древнерусские кольчуги стали изготавливать целиком из склепанных колец (ранее они попеременно чередовались со сварными), а около 1200 года появились плоские кольца. К 70-м годам XV века на Руси появился новый тип кольчуги мелкого плетения, который назывался пансырем, а в XVI столетии распространились кольчуги, целиком состоящие из плоских колец — байданы.
Фрагмент, представленный в экспозиции, был найден в остяцкой могиле при прокладывании Обь-Енисейского канала в 1882–1893 годах. Музею его подарил барон Бьёрк Алексис Аминов, российский гидротехник, начальник Томского округа путей сообщения и руководитель строительства канала.