Шаманизм — одна из древнейших религий. С разными отличительными чертами, но одинаковой по сути, эта религия существовала у большинства народов мира. Основная идея шаманизма состояла в том, что связующим звеном между миром духов и миром людей является шаман. Эвенки считают шаманский бубен плотом или лодкой — на нем шаман (его душа) «плавает» по рекам и озерам в поисках потерянных душ или в погоне за похищенными душами.
К шаману традиционно обращались по разным вопросам: вылечить оленя, найти отбившегося от стада олененка, отогнать злых духов, защитить от людских болезней и неудач, отправить душу почившего в мир душ умерших людей.
У шамана всегда были духи-помощники — зачастую в облике птиц или животных. Также ему помогали духи предков — мугды. Они давали советы во время ритуала — камлания. Шаман разводил костер и медленно ударял в бубен, начиная кружить у костра. Танец становился все быстрее и быстрее, пока шаман не впадал в экстаз. После этого он погружался в долгое молчание. Находясь телом в среднем мире, душой он пребывал в других мирах — встречался с добрыми духами, просил у них здоровья, благополучия, защиты и покровительства. Попрощавшись с духами, он возвращался в свое тело, медленно открывал глаза и объявлял людям волю духов.
Кроме этого, шаманы занимались врачеванием. Чтобы выяснить причину болезни, необходимо было провести особый обряд, — источником мог быть дурной глаз или проделки злых духов, которых напустили шаманы враждебных родов. Исходя из причины, человека лечили обрядом или лекарствами.
В экспозиции музея представлен мешок из шкуры оленя, округлой формы и с завязкой в верхней части.
К шаману традиционно обращались по разным вопросам: вылечить оленя, найти отбившегося от стада олененка, отогнать злых духов, защитить от людских болезней и неудач, отправить душу почившего в мир душ умерших людей.
У шамана всегда были духи-помощники — зачастую в облике птиц или животных. Также ему помогали духи предков — мугды. Они давали советы во время ритуала — камлания. Шаман разводил костер и медленно ударял в бубен, начиная кружить у костра. Танец становился все быстрее и быстрее, пока шаман не впадал в экстаз. После этого он погружался в долгое молчание. Находясь телом в среднем мире, душой он пребывал в других мирах — встречался с добрыми духами, просил у них здоровья, благополучия, защиты и покровительства. Попрощавшись с духами, он возвращался в свое тело, медленно открывал глаза и объявлял людям волю духов.
Кроме этого, шаманы занимались врачеванием. Чтобы выяснить причину болезни, необходимо было провести особый обряд, — источником мог быть дурной глаз или проделки злых духов, которых напустили шаманы враждебных родов. Исходя из причины, человека лечили обрядом или лекарствами.
В экспозиции музея представлен мешок из шкуры оленя, округлой формы и с завязкой в верхней части.
Этот чехол служил защитой для бубна от механических повреждений и попадания влаги. В обычные дни инструмент, костюм и прочие ритуальные принадлежности помещались в этот мешок и хранились в чуме шамана. Извлекались они непосредственно перед началом камлания. Изготовлен данный чехол для бубна в середине XIX века ручным способом мастерами, которые проживали на севере Енисейского уезда, в Туруханском крае.