Обычно кочерга достигает метра в длину, загнута на конце под прямым углом. У нее может быть деревянная ручка. Кочерга, представленная в экспозиции Краеведческого музея города Адыгейска, представляет собой металлический прут, сложенный на две равные части. В 2010 году эту кочергу — машIо адэ — передала в музей Хуаде Нуриет Луховна, проживающая в ауле Гатлукай Республики Адыгея.
К кочерге адыги издревле относились с почтением как к полезной и незаменимой вещи. Ею шевелили дрова, чтобы лучше горели, ворошили угольки, выгребали золу, отворяли горячую заслонку. Поэтому и говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В быту кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить еду, не взяв в руки кочергу. Пока топилась печь, кочерга трудилась неустанно.
Для отопления и приготовления пищи в адыгском жилище устраивался очаг каминного типа, пристенный (джэныкъу) с надочажной трубой-дымарем (онджэкъ).
У народов Тибета считалось, что счастье в дом входит через дымоход очага. У народов Кавказа очаг был символом жизни, центром домашнего хозяйства, связующим звеном между небом и землей. Очаг — священное место в доме адыга. Огонь в нем никогда не гас. Хранительница очага — женщина. Очаг всегда содержали в чистоте. В него никогда не клали мусор и его не заливали водой. Очаг имел свою покровительницу Джагупатха (от адыгейского «жьэгу» — очаг, «пэ» — перед, «тхьэ» — бог).
У адыгов существует много обычаев, связанных с очагом. Адыги при переезде на новое место перевозили с собой угли из очага и надочажную цепь. На второй день после свадьбы невесту вводили в дом жениха и приобщали к очагу. Под обрядовые песни молодую подводили к старшим женщинам из рода ее мужа. Одна из них осыпала девушку монетками и пшеном, что символизировало пожелание новой семье достатка, изобилия и большого потомства. Все дары, которые падали на пол, обязательно собирали дети. После свадьбы мать передавала сыну часть горящих углей из семейного очага. Таким образом она давала свое благословение сыну.
К кочерге адыги издревле относились с почтением как к полезной и незаменимой вещи. Ею шевелили дрова, чтобы лучше горели, ворошили угольки, выгребали золу, отворяли горячую заслонку. Поэтому и говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В быту кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить еду, не взяв в руки кочергу. Пока топилась печь, кочерга трудилась неустанно.
Для отопления и приготовления пищи в адыгском жилище устраивался очаг каминного типа, пристенный (джэныкъу) с надочажной трубой-дымарем (онджэкъ).
У народов Тибета считалось, что счастье в дом входит через дымоход очага. У народов Кавказа очаг был символом жизни, центром домашнего хозяйства, связующим звеном между небом и землей. Очаг — священное место в доме адыга. Огонь в нем никогда не гас. Хранительница очага — женщина. Очаг всегда содержали в чистоте. В него никогда не клали мусор и его не заливали водой. Очаг имел свою покровительницу Джагупатха (от адыгейского «жьэгу» — очаг, «пэ» — перед, «тхьэ» — бог).
У адыгов существует много обычаев, связанных с очагом. Адыги при переезде на новое место перевозили с собой угли из очага и надочажную цепь. На второй день после свадьбы невесту вводили в дом жениха и приобщали к очагу. Под обрядовые песни молодую подводили к старшим женщинам из рода ее мужа. Одна из них осыпала девушку монетками и пшеном, что символизировало пожелание новой семье достатка, изобилия и большого потомства. Все дары, которые падали на пол, обязательно собирали дети. После свадьбы мать передавала сыну часть горящих углей из семейного очага. Таким образом она давала свое благословение сыну.