Главной частью светских балов была танцевальная программа, которая сопровождалась специальной бальной церемонией. Бал требовал от участников соблюдения правил этикета, эмоциональной выдержки и физической выносливости. Было большой ошибкой для барышни принять приглашение сразу у двух кавалеров на один и тот же танец. Это считалось дурным тоном, и даже могло привести к дуэли.
Самые значимые танцы, такие как полонез, котильон, кадриль требовали приглашения задолго до самого события. На малые и промежуточные танцы приглашали на самом балу. Но у некоторых дам, которые пользовались успехом, было почти невозможно просить даже малый танец, не говоря уже о вальсе или мазурке, все было решено заранее.
Чтобы избежать неприятностей, для дам была придумана специальная записная книжечка для бала. Это был миниатюрный аксессуар, который позволял записывать имена кавалеров напротив списка танцев. К маленьким книжкам прилагался карандаш, их крепили специальным зажимом на талии дамы. Список танцев, полностью «заполненный» кавалерами, считался показателем успеха светской дамы, но хвастаться этим считалось неприличным.
Спустя время бальные книжечки превратились в настоящие произведения искусства. Их украшали драгоценными камнями, эмалью, использовали золото, серебро, перламутр. Особенно ценились книги с перламутровыми или костяными листочками, поскольку их можно было использовать несколько раз. Старые надписи в таких книгах можно было стереть, а на этом же месте сделать новые.
В Ялуторовске балы не устраивали. Однако воспитанница Матвея и Марии Муравьевых-Апостолов Августа Созонович посещала бал в Тобольске. Она бывала в этом городе, останавливалась у четы Муравьёвых.
Записную книжку для бала, которая представлена в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», приобрел в антикварном магазине сотрудник Государственного исторического музея Александр Сидоров. Вместе с другими экспонатами Исторического музея книжка попала в Ялуторовский музейный комплекс.
Миниатюрную книжку размером с ладонь выполнили из бумаги и кожи. Обложку украсили металлической оправой. В центре можно увидеть горный пейзаж в овальной рамке. Внутри обложка обтянута розовой тканью с двумя кармашками: объемным и узким. В узкий кармашек помещали костяной карандаш со свинцовым наконечником. В наши дни он тоже представлен в экспозиции.