Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Развитие подносного промысла в XVIII–XXI веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Клёпаный поднос с просечным бортиком

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя, заводской поселок Нижнетагильск
Размер
90x70 см
Техника
металл; клёпка, просечка
0
Открыть в приложении
#1

Этот предмет декоративно-прикладного искусства представляет собой пример клепаного подноса прямоугольной формы с ажурными просечными бортиками. На протяжении XVIII–XIX веков в России существовали два вида изготовления форм: клепка и ковка. Во второй половине XVIII столетия распространилась именно холодная клепка. Такие подносы были сборными.

Все составные части, а их могло быть до 10 деталей, готовились мастерами отдельно: дно или зеркало подноса, борта, которые украшали просечным рисунком при помощи чеканов, ручки. Дно называлось зеркалом за свою гладкость. Бортики и зеркало подноса в холодном виде соединяли с помощью металлических клепок — штырьков. Это делали таким образом, чтобы с лицевой стороны мест соединения практически не было видно, изделие казалось цельным.

Клепки изготавливались при помощи формовочных чеканов. Отдельно выковывались фигурные ручки, которых на данной форме нет. Это говорит о том, что работа над этим подносом из коллекции музея не была завершена: без ручек он был не функционален.

Традиционно мастера припаивали ручки при помощи молоткового паяльника. Нагрев осуществлялся внешними источниками тепла, главным образом — огнем. К форме также иногда припаивали металлические шарики, похожие на бусины. Их наносили по самому краю бортика, такой прием декора получил название «бусовидная кайма».

С тыльной стороны подноса по диагонали крепили металлические полоски — ножки-стяжки, которые держали всю конструкцию. Они служили ребрами жесткости и придавали большой форме дополнительную прочность. По форме клепаные подносы могли быть прямоугольные, овальные или восьмигранные.

В отличие от кованых подносов с их плавными линиями контура, клепаные изделия народного промысла всегда имели четкую геометрическую форму. Представленная в экспозиции нижнетагильского музея форма могла предназначаться как для сервировки стола, так и служить в качестве подноса-картины. В последнем случае на зеркале подноса выполняли бы роспись, чаще всего сюжетную. Подносы-картины широко распространились в домах аристократов XVIII столетия. На них изображались сюжеты с полотен знаменитых художников.

#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Клёпаный поднос с просечным бортиком

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя, заводской поселок Нижнетагильск
Размер
90x70 см
Техника
металл; клёпка, просечка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%