Этот предмет декоративно-прикладного искусства представляет собой пример клепаного подноса прямоугольной формы с ажурными просечными бортиками. На протяжении XVIII–XIX веков в России существовали два вида изготовления форм: клепка и ковка. Во второй половине XVIII столетия распространилась именно холодная клепка. Такие подносы были сборными.
Все составные части, а их могло быть до 10 деталей, готовились мастерами отдельно: дно или зеркало подноса, борта, которые украшали просечным рисунком при помощи чеканов, ручки. Дно называлось зеркалом за свою гладкость. Бортики и зеркало подноса в холодном виде соединяли с помощью металлических клепок — штырьков. Это делали таким образом, чтобы с лицевой стороны мест соединения практически не было видно, изделие казалось цельным.
Клепки изготавливались при помощи формовочных чеканов. Отдельно выковывались фигурные ручки, которых на данной форме нет. Это говорит о том, что работа над этим подносом из коллекции музея не была завершена: без ручек он был не функционален.
Традиционно мастера припаивали ручки при помощи молоткового паяльника. Нагрев осуществлялся внешними источниками тепла, главным образом — огнем. К форме также иногда припаивали металлические шарики, похожие на бусины. Их наносили по самому краю бортика, такой прием декора получил название «бусовидная кайма».
С тыльной стороны подноса по диагонали крепили металлические полоски — ножки-стяжки, которые держали всю конструкцию. Они служили ребрами жесткости и придавали большой форме дополнительную прочность. По форме клепаные подносы могли быть прямоугольные, овальные или восьмигранные.
В отличие от кованых подносов с их плавными линиями
контура, клепаные изделия народного промысла всегда имели четкую геометрическую
форму. Представленная в экспозиции нижнетагильского музея форма могла
предназначаться как для сервировки стола, так и служить в качестве
подноса-картины. В последнем случае на зеркале подноса выполняли бы роспись,
чаще всего сюжетную. Подносы-картины широко распространились в домах
аристократов XVIII столетия. На них изображались сюжеты с полотен знаменитых
художников.