Бюджетные иконы, получившие широкое распространение среди простого народа в конце XIX века, были печатными. Их украшали окладами из жести, которые зачастую представляли собой уменьшенные копии изображений святых и их житий.
Для экономии в начале XX века накладки из жести стали заменять окладами из более дешевого материала — фольги. На нее тиснением наносили изображения икон, посвященных библейским сюжетам и праздникам, а также лики благих и угодников.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент оформления оклада иконы, содержащий клеймо «Воскресение Христово». Предположительно, он является частью аналойной иконы — небольшого образа, на котором запечатлены святой или праздник. В соответствующий день такая икона выкладывается на специальный столик, аналой, и верующие при входе в храм совершают поклонение образу и целование его.
Музейный фрагмент представляет собой пластину из металлической фольги, формат которой близок к квадрату. Она была отпечатана в начале XX века. В центре пластины — вдавленный плоский овал, обрамленный рельефной рамкой с узором «лопатка». Орнамент выполнен с помощью штамповки.
В центре клейма расположена левая нижняя часть парящей фигуры Иисуса Христа с развевающимися лентами в окружении лучей. По оставшимся следам от краски прослеживается отведенная назад правая рука. Изображение левой части утрачено полностью.
В верхней центральной части по краю овала напечатано название извода — вида иконографического изображения. Внешнее поле пластины обработано выпуклыми точками, в углах — рельефные узоры. По краям фрагмента — простая геометрическая рамка.
Изображение воскресения Иисуса Христа именно в такой форме пришло в отечественную культуру во второй половине XVIII века с гравюрами западных художников, которые стали ввозить на Русь. До этого времени на Руси Воскресение Христово изображалось с помощью сюжета «Сошествие во ад».
Для экономии в начале XX века накладки из жести стали заменять окладами из более дешевого материала — фольги. На нее тиснением наносили изображения икон, посвященных библейским сюжетам и праздникам, а также лики благих и угодников.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент оформления оклада иконы, содержащий клеймо «Воскресение Христово». Предположительно, он является частью аналойной иконы — небольшого образа, на котором запечатлены святой или праздник. В соответствующий день такая икона выкладывается на специальный столик, аналой, и верующие при входе в храм совершают поклонение образу и целование его.
Музейный фрагмент представляет собой пластину из металлической фольги, формат которой близок к квадрату. Она была отпечатана в начале XX века. В центре пластины — вдавленный плоский овал, обрамленный рельефной рамкой с узором «лопатка». Орнамент выполнен с помощью штамповки.
На плоскость овала черной краской нанесен рисунок методом печати на металле — хромолитографии. На клейме в правом нижнем углу видны две женские фигуры — это жены-мироносицы. Они стоят у прямоугольного гроба, из которого свисают погребальные пелены.
В центре клейма расположена левая нижняя часть парящей фигуры Иисуса Христа с развевающимися лентами в окружении лучей. По оставшимся следам от краски прослеживается отведенная назад правая рука. Изображение левой части утрачено полностью.
В верхней центральной части по краю овала напечатано название извода — вида иконографического изображения. Внешнее поле пластины обработано выпуклыми точками, в углах — рельефные узоры. По краям фрагмента — простая геометрическая рамка.
Изображение воскресения Иисуса Христа именно в такой форме пришло в отечественную культуру во второй половине XVIII века с гравюрами западных художников, которые стали ввозить на Русь. До этого времени на Руси Воскресение Христово изображалось с помощью сюжета «Сошествие во ад».