Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Звучащая сокровищница Музея музыки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Клавикорд связанный

Время создания
1816
Место создания
Словакия. Пресбург (Братислава)
Размер
70,5х142х46,5 см
Техника
дерево, металл, кость, плакировка, тонировка
11
Открыть в приложении
#8
Готлеб Ленер
Клавикорд связанный
#2
Струнный клавишный инструмент. Корпус из дуба; 4 четырёхугольные ножки. 4 ряда колков (с плоскими головками) разбиты на 2 группы, 1 из которых расположена параллельно правой боковой стороне и другая под углом (около 45 градусов) к ней. Штег «L»-образной формы с одним рядом штифтов; тангенты латунные. Нижние клавиши плакированы почерненным фруктовым деревом, верхние — слоновой костью. Все струны 2-хорные, нижние боковые струны с частичной обмоткой.
#3
Неизвестный автор. За клавикордами. Гравюра. Западная Европа, XIX век
Клавикордом называется цитровидный струнный инструмент с клавиатурой, позволяющей извлекать звук с помощью удара тангентом по струне. Своим возникновением клавикорд обязан, во-первых, ударному способу игры на струнах; во-вторых, подставке монохорда, которую передвигали вдоль струны для получения разновысотных звуков.
Имя изобретателя клавикорда и время изобретения точно не установлены. Считается, что конструкция ударного клавишного тангентного механизма имела хождение уже в XII–XIV вв. Так, в Западной Европе того времени бытовал загадочный музыкальный инструмент под названием «английская шахматная доска» (нем. Englisches Schachbrett, фр. echiquier). 
#16
В дальнейшем изучение этого феномена привело к вполне резонному предположению, что «шахматной доской» в данном случае называли струнный клавишный инструмент с индивидуальными передвижными подставками под струнами, напоминавшими расстановку шахматных фигур на доске.
В России клавикорд появился не позднее XVII в. Одно из наиболее ранних (если не самых ранних) письменных упоминаний об инструменте датируется 1674–1675 гг.
В течение XVIII в. и в меньшей степени в первой трети XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России клавикорд был популярен.
#17

В общих чертах клавикорд устроен следующим образом:

#4
Корпус инструмента сборный. Он изготавливался в виде продолговатого прямоугольного ящика небольшой, по сравнению с шириной, глубины и высоты. Клавиатура у большей части инструментов не выносилась за пределы корпуса. Во время игры инструмент клался на стол или устанавливался на подстолье.
Струны (как правило, 2-струнные хоры) натягиваются между штифтами струнодержателя и вирбелями вирбельбанка. Они тянутся от штифтов направо, перебрасываются через штег (подставку) резонансной деки и крепятся к вирбелям. При этом штег передает колебания струн деке, толщина которой составляет 3 мм (иногда и тоньше). 
Дека располагается справа, прикрывая собой примерно треть корпусной полости.
Ф. Ханфштенгель [Hanfstaengl] — автор литографии, 
П. Слингеланд [Slingelandt] — автор оригинала. Урок музыки. Издательство Дрезденской галереи. Германия, середина XIX века
#10
Схема тангентной механики. Бражников М. В. Фортепиано. Изд. 2. М.: Музыка, 1982
 Этот весьма ограниченный объем и является собственно резонаторным корпусом клавикорда. 
В конце каждой клавиши крепится тангент — узкая пластинка из латуни. При ударе тангентом струна делится на две звучащие части: длинную — от тангента до штега — производящую ожидаемую высоту звука, и короткую — от штифта до тангента, производящую лишь призвук.
#11
Чтобы призвук не мешал чистоте интонации, короткие части струн переплетают зигзагообразно суконными полосками. Эти полоски гасят вибрацию коротких частей струн в момент удара тангентов, а в момент отвода тангентов от струн — вибрацию и их длинных частей. Такое демпфирование является для клавикордов стандартным.
#12
Поскольку удар тангента заставляет вибрировать одновременно обе части струны, то ее звучание длится очень недолго. Если к этому добавить небольшие размеры и глубину хода тангента, а также слабость удара, то становится понятным, почему клавикорд считался инструментом исключительно камерного звучания. 
Клавикорд. Фрагмент
#6
При этом особая прелесть клавикорда заключается в специфическом туше, когда палец музыканта раскачивает клавишу в вертикальном направлении, слегка меняя тем самым высоту тона. В результате возникает вибрирующий звук, напоминающий пение. Этот прием получил название «Bebung» (от нем. beben — дрожать, трепетать).
Вплоть до начала XVIII в. существовал лишь «связанный» (от нем. gebundenes) клавикорд. Основная идея его конструкции заключалась в том, что часть струн связывалась с работой как минимум двух тангентов (двух клавиш) и производила звуки, отстоявшие друг от друга на полтона. 
На одной и той же струне «связанного» клавикорда невозможно было сыграть качественно две ноты в последовательности, и невозможно было сыграть их одновременно. В связи с постоянно возраставшей тенденцией к использованию тональностей с двумя и более знаками при ключе, «связанный» клавикорд становился все менее используемым. Тогда появился «свободный» клавикорд, вошедший в общеевропейский обиход ко второй половине XVIII в. Конструкцией предусматривался отказ от связанности — игры на одной струне с помощью двух и более клавиш. В таком инструменте каждой струне соответствовал единственный тангент (клавиша).
#14
Клавикорд. Фрагмент
В результате, с одной стороны, «свободный» клавикорд стал более многострунным, габаритным, тяжелым, с другой — более мощным в звуковом отношении, способным производить дольше тянущиеся звуки. На нем стало возможным более совершенно играть кантилену («петь»), брать разнообразные аккорды, исполнять пассажи в любом регистре диапазона. 
#15
Но в дальнейшем и «свободный» клавикорд перестал соответствовать запросам музыкантов, композиторов и слушателей. Сформировался собирательный образ клавикорда, подведший черту под его способностью выживать, конкурируя с другими инструментами. Например, в 1802 г. в одном из немецких лексиконов он был назван «утешением страдальцу и сочувствующим другом радости».
#18
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Клавикорд связанный

Время создания
1816
Место создания
Словакия. Пресбург (Братислава)
Размер
70,5х142х46,5 см
Техника
дерево, металл, кость, плакировка, тонировка
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%