Струнный клавишный инструмент. Корпус из дуба; 4 четырёхугольные ножки. 4 ряда колков (с плоскими головками) разбиты на 2 группы, 1 из которых расположена параллельно правой боковой стороне и другая под углом (около 45 градусов) к ней. Штег «L»-образной формы с одним рядом штифтов; тангенты латунные. Нижние клавиши плакированы почерненным фруктовым деревом, верхние — слоновой костью. Все струны 2-хорные, нижние боковые струны с частичной обмоткой.
Клавикорд связанный
Время создания
1816
Место создания
Словакия. Пресбург (Братислава)
Размер
70,5х142х46,5 см
Техника
дерево, металл, кость, плакировка, тонировка
Коллекция
11
Открыть в приложении#8
Готлеб Ленер
Клавикорд связанный
#2
#3
Неизвестный автор. За клавикордами. Гравюра. Западная Европа, XIX век
Клавикордом называется цитровидный струнный инструмент с клавиатурой, позволяющей извлекать звук с помощью удара тангентом по струне. Своим возникновением клавикорд обязан, во-первых, ударному способу игры на струнах; во-вторых, подставке монохорда, которую передвигали вдоль струны для получения разновысотных звуков.
Имя изобретателя клавикорда и время изобретения точно не установлены. Считается, что конструкция ударного клавишного тангентного механизма имела хождение уже в XII–XIV вв. Так, в Западной Европе того времени бытовал загадочный музыкальный инструмент под названием «английская шахматная доска» (нем. Englisches Schachbrett, фр. echiquier).
Имя изобретателя клавикорда и время изобретения точно не установлены. Считается, что конструкция ударного клавишного тангентного механизма имела хождение уже в XII–XIV вв. Так, в Западной Европе того времени бытовал загадочный музыкальный инструмент под названием «английская шахматная доска» (нем. Englisches Schachbrett, фр. echiquier).
#16
В дальнейшем изучение этого феномена привело к вполне резонному предположению, что «шахматной доской» в данном случае называли струнный клавишный инструмент с индивидуальными передвижными подставками под струнами, напоминавшими расстановку шахматных фигур на доске.
В России клавикорд появился не позднее XVII в. Одно из наиболее ранних (если не самых ранних) письменных упоминаний об инструменте датируется 1674–1675 гг.
В течение XVIII в. и в меньшей степени в первой трети XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России клавикорд был популярен.
В течение XVIII в. и в меньшей степени в первой трети XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России клавикорд был популярен.
#17
В общих чертах клавикорд устроен следующим образом:
#4
Корпус инструмента сборный. Он изготавливался в виде продолговатого прямоугольного ящика небольшой, по сравнению с шириной, глубины и высоты. Клавиатура у большей части инструментов не выносилась за пределы корпуса. Во время игры инструмент клался на стол или устанавливался на подстолье.
Струны (как правило, 2-струнные хоры) натягиваются между штифтами струнодержателя и вирбелями вирбельбанка. Они тянутся от штифтов направо, перебрасываются через штег (подставку) резонансной деки и крепятся к вирбелям. При этом штег передает колебания струн деке, толщина которой составляет 3 мм (иногда и тоньше).
Струны (как правило, 2-струнные хоры) натягиваются между штифтами струнодержателя и вирбелями вирбельбанка. Они тянутся от штифтов направо, перебрасываются через штег (подставку) резонансной деки и крепятся к вирбелям. При этом штег передает колебания струн деке, толщина которой составляет 3 мм (иногда и тоньше).
Дека располагается справа, прикрывая собой примерно треть корпусной полости.
Ф. Ханфштенгель [Hanfstaengl] — автор литографии,
П. Слингеланд [Slingelandt] — автор оригинала. Урок музыки. Издательство Дрезденской галереи. Германия, середина XIX века
#10
Схема тангентной механики.
Бражников М. В. Фортепиано.
Изд. 2. М.: Музыка, 1982
Этот весьма ограниченный объем и является собственно резонаторным корпусом клавикорда.
В конце каждой клавиши крепится тангент — узкая пластинка из латуни. При ударе тангентом струна делится на две звучащие части: длинную — от тангента до штега — производящую ожидаемую высоту звука, и короткую — от штифта до тангента, производящую лишь призвук.
#11
Чтобы призвук не мешал чистоте интонации, короткие части струн переплетают зигзагообразно суконными полосками. Эти полоски гасят вибрацию коротких частей струн в момент удара тангентов, а в момент отвода тангентов от струн — вибрацию и их длинных частей. Такое демпфирование является для клавикордов стандартным.
#12
Поскольку удар тангента заставляет вибрировать одновременно обе части струны, то ее звучание длится очень недолго. Если к этому добавить небольшие размеры и глубину хода тангента, а также слабость удара, то становится понятным, почему клавикорд считался инструментом исключительно камерного звучания.
Клавикорд. Фрагмент
#6
При этом особая прелесть клавикорда заключается в специфическом туше, когда палец музыканта раскачивает клавишу в вертикальном направлении, слегка меняя тем самым высоту тона. В результате возникает вибрирующий звук, напоминающий пение. Этот прием получил название «Bebung» (от нем. beben — дрожать, трепетать).
Вплоть до начала XVIII в. существовал лишь «связанный» (от нем. gebundenes) клавикорд. Основная идея его конструкции заключалась в том, что часть струн связывалась с работой как минимум двух тангентов (двух клавиш) и производила звуки, отстоявшие друг от друга на полтона.
На одной и той же струне «связанного» клавикорда невозможно было сыграть качественно две ноты в последовательности, и невозможно было сыграть их одновременно. В связи с постоянно возраставшей тенденцией к использованию тональностей с двумя и более знаками при ключе, «связанный» клавикорд становился все менее используемым. Тогда появился «свободный» клавикорд, вошедший в общеевропейский обиход ко второй половине XVIII в. Конструкцией предусматривался отказ от связанности — игры на одной струне с помощью двух и более клавиш. В таком инструменте каждой струне соответствовал единственный тангент (клавиша).
#14
Клавикорд. Фрагмент
В результате, с одной стороны, «свободный» клавикорд стал более многострунным, габаритным, тяжелым, с другой — более мощным в звуковом отношении, способным производить дольше тянущиеся звуки. На нем стало возможным более совершенно играть кантилену («петь»), брать разнообразные аккорды, исполнять пассажи в любом регистре диапазона.
#15
Но в дальнейшем и «свободный» клавикорд перестал соответствовать запросам музыкантов, композиторов и слушателей. Сформировался собирательный образ клавикорда, подведший черту под его способностью выживать, конкурируя с другими инструментами. Например, в 1802 г. в одном из немецких лексиконов он был назван «утешением страдальцу и сочувствующим другом радости».
#18
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Клавикорд связанный
Время создания
1816
Место создания
Словакия. Пресбург (Братислава)
Размер
70,5х142х46,5 см
Техника
дерево, металл, кость, плакировка, тонировка
Коллекция
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться