Струнный клавишный музыкальный инструмент. Корпус крыловидной формы на 6 четырёхгранных каннелированных ножках. Вся внешняя поверхность корпуса, а также внутренняя поверхность крышки расписаны маслянными красками с изображением растительного орнамента, нот и музыкальных инструментов; фон внешней поверхности корпуса желтовато-белый, внутренней (крышка) — зелёный. На внешней и внутренней сторонах крышки по два круглых, окаймленных золотоым бордюром медальона с росписью маслянными красками по холсту (пейзажи). Колки расположены в 3 ряда, головки колков плоские; в пространстве между колками и штегом струны прижаты деревянными планками; парные штифты на клангштеге. Механика шпиллерная; демпферный механизм верхнего расположения. Две коленные педали: отключение демпферов, «лютневый» регистр. Диапазон: F1-f3
Клавесин-рояль
Время создания
Вторая половина XVIII в.
Место создания
Россия, Санкт-Петербург(?)
Размер
87х100х220 см
Техника
дерево, сукно шерстяное, каннелирование, гипс тонированный, кожа,холст на дереве,металл,золочение,кость животная,войлок,роспись
Коллекция
23
Открыть в приложении#11
Неизвестный мастер
Клавесин-рояль
#2
#7
К категории раритетов Музея музыки относится клавесин-рояль с фортепианной механикой. В Музей инструмент поступил в 1932 г. из собрания коллекционеров Е. П. и М. С. Олив 8 февраля 1932 г.: тогда Музей был Отделом музыкальной культуры и техники Эрмитажа.
Относительно атрибуции инструмента в Музее сложилась легенда: «Работа неизвестного мастера, Италия, 2-я половина XVIII в.». Согласно той же легенде считается, что «изначально этот инструмент являлся клавесином, но на рубеже XVIII–XIX вв. был переделан в рояль, на что, например, указывает след на деке от старого (клавесинного) штега».
Относительно атрибуции инструмента в Музее сложилась легенда: «Работа неизвестного мастера, Италия, 2-я половина XVIII в.». Согласно той же легенде считается, что «изначально этот инструмент являлся клавесином, но на рубеже XVIII–XIX вв. был переделан в рояль, на что, например, указывает след на деке от старого (клавесинного) штега».
#9
Мы так и не узнаем, кто стал инициатором многочисленных переделок инструмента — были ли это Е. П. и М. С. Олив или их предшественники? Трудно понять, зачем клавесин был превращен в рояль, и зачем инструменту добавили две лишние ножки, в то время как он прочно стоит на четырех? Интересно, что и изящные живописные холсты являются поздним дополнением. Немного неровно обрезанные края холстов дают повод задуматься о том, что они были вырезаны из картин.
#10
Благодаря реставрации удалось приоткрыть некоторые тайны этого загадочного инструмента. Специалисты считают, что инструмент был сделан из некачественной древесины, что и привело корпус инструмента к деформации. Данное качество работы наводит на мысль о том, что мастер не был хорошо знаком с секретами клавесиностроения своего времени, следовательно, речь не может идти о мастере из Западной Европы, и скорее всего им был местный петербургский мастер.
#8
Такое положение вещей ставит инструмент в разряд уникальнейших в своем роде — это единственный сохранившийся клавишный инструмент петербургской школы XVIII в.
#12
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Клавесин-рояль
Время создания
Вторая половина XVIII в.
Место создания
Россия, Санкт-Петербург(?)
Размер
87х100х220 см
Техника
дерево, сукно шерстяное, каннелирование, гипс тонированный, кожа,холст на дереве,металл,золочение,кость животная,войлок,роспись
Коллекция
23
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться