Кисы — традиционная высокая обувь северных народов, коренных жителей Ямала. Кисы, или пимы, бывают зимними и летними, мужскими, женскими и детскими. Все эти виды обуви различаются по крою и материалам. Зимние кисы шьют в два слоя: чулки мехом внутрь и сапоги из шкуры оленя. Подошву мужских кисов подбивают жестким ворсом против движения, чтобы обувь не скользила по снегу и льду. Женские оставляют без специальной подошвы, потому что в мифологии ненцев шаг женщины обладает нечистой силой. Украшают кисы вышивкой, аппликацией из сукна и меховой мозаикой. Орнамент имеет сакральное значение и раскрывает характер хозяина.
Детские летние кисы из коллекции Пуровского музея сшиты из традиционного для ненцев материала — ровдуги. Ровдуга — это замша из оленьих или лосиных шкур, которую готовят заранее. Для этого шкуру оленя вымачивают до тех пор, пока волос не начнет отделяться сам. Затем ее смачивают спитым чаем и водой, кладут летом на землю, чтобы пропитать росой. Остатки ворса удаляют скребком и просушивают кожу. Кисы из ровдуги получаются очень прочными, мягкими и легкими.
Сшивают обувь нитями из животных сухожилий. Такие швы не пропускают влагу, не гниют и не растягиваются. Летние кисы состоят из трех частей: поршня, носка и голенища. В шов голенища закладывают специальные петельки для ремешка, который плотно фиксирует обувь на ноге. Ворс на подошве кисов подрезают ножом, а края обрабатывают ножницами — так шерсть получается короче и опрятнее.
При шитье обуви и одежды с использованием меха мастерица всегда обращает внимание на ворс: он должен быть ровным, гладким и направлен в одну сторону, сверху вниз. Это нужно для того, чтобы капли воды от дождя, росы и талого снега легко скатывались вниз. В противном случае влага будет скапливаться и шкура загниет. Этот принцип появился из наблюдений за оленями. «Шерсть вперед, шерсть назад», — так ненцы говорили о невзрачных оленях, у которых мех на шкуре направлен в разные стороны. Такие животные были слабыми, часто болели, и оленеводы забивали их еще телятами.
Детские летние кисы из коллекции Пуровского музея сшиты из традиционного для ненцев материала — ровдуги. Ровдуга — это замша из оленьих или лосиных шкур, которую готовят заранее. Для этого шкуру оленя вымачивают до тех пор, пока волос не начнет отделяться сам. Затем ее смачивают спитым чаем и водой, кладут летом на землю, чтобы пропитать росой. Остатки ворса удаляют скребком и просушивают кожу. Кисы из ровдуги получаются очень прочными, мягкими и легкими.
Сшивают обувь нитями из животных сухожилий. Такие швы не пропускают влагу, не гниют и не растягиваются. Летние кисы состоят из трех частей: поршня, носка и голенища. В шов голенища закладывают специальные петельки для ремешка, который плотно фиксирует обувь на ноге. Ворс на подошве кисов подрезают ножом, а края обрабатывают ножницами — так шерсть получается короче и опрятнее.
При шитье обуви и одежды с использованием меха мастерица всегда обращает внимание на ворс: он должен быть ровным, гладким и направлен в одну сторону, сверху вниз. Это нужно для того, чтобы капли воды от дождя, росы и талого снега легко скатывались вниз. В противном случае влага будет скапливаться и шкура загниет. Этот принцип появился из наблюдений за оленями. «Шерсть вперед, шерсть назад», — так ненцы говорили о невзрачных оленях, у которых мех на шкуре направлен в разные стороны. Такие животные были слабыми, часто болели, и оленеводы забивали их еще телятами.