Меч из собрания Азовского музея-заповедника — очень редкий образец сарматского оружия. Он крепился к портупейному поясу воина, по сарматскому обычаю, с правой стороны. У ираноязычных кочевников меч, кроме основной своей функции, имел и другие. Он олицетворял собой бога войны, был социальным символом, знаком принадлежности к воинам — высшему сословию, из которого, по преданию, происходили и сами цари.
Рукоять меча, ножны и портупейный пояс щедро украшены золотыми пластинами, вставками из бирюзы, коралла и сердолика. Оружие подобной конструкции, украшенное драгоценными металлами и полудрагоценными камнями, находили в археологических памятниках не раз. Меч аналогичной формы, но с совершенно иными изображениями обнаружили в 1978 году археологи совместной советско-афганской экспедиции, когда изучали богатые погребения кушанской знати на территории современного Афганистана.
Рукоять меча, ножны и портупейный пояс щедро украшены золотыми пластинами, вставками из бирюзы, коралла и сердолика. Оружие подобной конструкции, украшенное драгоценными металлами и полудрагоценными камнями, находили в археологических памятниках не раз. Меч аналогичной формы, но с совершенно иными изображениями обнаружили в 1978 году археологи совместной советско-афганской экспедиции, когда изучали богатые погребения кушанской знати на территории современного Афганистана.