Скульптура Эрнста Неизвестного «Кентавр указующий» создана мастером в 1989 году. Эта фигура в увеличенном масштабе и под названием «Великий кентавр» была подарена автором штаб-квартире ООН в Женеве. Статуя установлена в парке Ариана у Дворца Наций.
Женева — особый город для Эрнста Неизвестного. Он стал его первым постоянным пристанищем в эмиграции. Скульптор навсегда сохранил к нему чувство признательности и в благодарность за теплый прием подарил одну из самых известных своих работ.
Кентавр — герой древнегреческой мифологии. Дикое существо с туловищем коня, имеющее вместо шеи торс и голову человека. Ученые склонны считать появление в легендах этого фантастического образа результатом ярких впечатлений оседлых народов, не знавших коневодства, от впервые увиденных ими воинов-всадников кочевых племен.
Первоначально кентавр в мифологии символизировал дикие и необузданные разрушительные силы, неуемную тягу к свободе. В более позднюю эпоху олицетворял единение людей с природой. Еще позже — двойственную сущность человеческой души, в которой борются добро и зло. Образ человека-коня вдохновлял многих поэтов и художников. Уильям Шекспир так описывал кентавров в трагедии «Король Лир»: «До пояса они — богов наследье, ниже — дьяволу принадлежат».
Кентавр — любимая метафора в творчестве Эрнста Неизвестного. В этом мифическом герое он видит объединение человеческой, животной и технической сущностей. В скульптурах мастера отражена борьба этих начал, мучительные раздумья о смысле жизни, о балансе в мире добра и зла, о свободе самовыражения художника.
Скульптура «Кентавр указующий» создана Эрнстом Неизвестным в 1989 году, во время его эмиграции в США. В это время мастер часто снова приезжал в СССР. Он читал лекции в МГУ, оформлял статуи, монументы и памятники. В 60-е годы прошлого века партийное руководство страны нещадно критиковало мастера за абстрактное искусство и символизм, требуя создания фигур в стиле соцреализма. Но на заре перестройки творчество скульптора с мировым именем наконец признали и на Родине.
Скульптура «Кентавр указующий» изображает человека, вырывающегося из бесформенной массы, напоминающей одновременно и туловище коня, и абстрактные конструкции. Фигура мужчины, похожая на античную скульптуру, выполнена в стиле реализма, тщательно прорисованы все детали. Образ человека дышит жаждой свободы, неуемной энергией. Поднятая рука и целеустремленный взгляд выражают желание двигаться вперед и вверх, к высокой цели. Одна из особенностей творчества скульптора — способность соединять несоединимое: живую и неживую природу, жизнь и смерть, добро и зло. Этот синтез разнородных элементов представлен деформацией отдельных частей человеческого тела, их заменой частями тел животных или техногенными деталями.
Женева — особый город для Эрнста Неизвестного. Он стал его первым постоянным пристанищем в эмиграции. Скульптор навсегда сохранил к нему чувство признательности и в благодарность за теплый прием подарил одну из самых известных своих работ.
Кентавр — герой древнегреческой мифологии. Дикое существо с туловищем коня, имеющее вместо шеи торс и голову человека. Ученые склонны считать появление в легендах этого фантастического образа результатом ярких впечатлений оседлых народов, не знавших коневодства, от впервые увиденных ими воинов-всадников кочевых племен.
Первоначально кентавр в мифологии символизировал дикие и необузданные разрушительные силы, неуемную тягу к свободе. В более позднюю эпоху олицетворял единение людей с природой. Еще позже — двойственную сущность человеческой души, в которой борются добро и зло. Образ человека-коня вдохновлял многих поэтов и художников. Уильям Шекспир так описывал кентавров в трагедии «Король Лир»: «До пояса они — богов наследье, ниже — дьяволу принадлежат».
Кентавр — любимая метафора в творчестве Эрнста Неизвестного. В этом мифическом герое он видит объединение человеческой, животной и технической сущностей. В скульптурах мастера отражена борьба этих начал, мучительные раздумья о смысле жизни, о балансе в мире добра и зла, о свободе самовыражения художника.
Скульптура «Кентавр указующий» создана Эрнстом Неизвестным в 1989 году, во время его эмиграции в США. В это время мастер часто снова приезжал в СССР. Он читал лекции в МГУ, оформлял статуи, монументы и памятники. В 60-е годы прошлого века партийное руководство страны нещадно критиковало мастера за абстрактное искусство и символизм, требуя создания фигур в стиле соцреализма. Но на заре перестройки творчество скульптора с мировым именем наконец признали и на Родине.
В это время окончательно сформировался творческий стиль художника. Его работы сочетают признаки классицизма, символизма, абстракционизма и экспрессионизма.
Скульптура «Кентавр указующий» изображает человека, вырывающегося из бесформенной массы, напоминающей одновременно и туловище коня, и абстрактные конструкции. Фигура мужчины, похожая на античную скульптуру, выполнена в стиле реализма, тщательно прорисованы все детали. Образ человека дышит жаждой свободы, неуемной энергией. Поднятая рука и целеустремленный взгляд выражают желание двигаться вперед и вверх, к высокой цели. Одна из особенностей творчества скульптора — способность соединять несоединимое: живую и неживую природу, жизнь и смерть, добро и зло. Этот синтез разнородных элементов представлен деформацией отдельных частей человеческого тела, их заменой частями тел животных или техногенными деталями.