«Адам» отливки 2008 года — одна из самых экспрессивных работ Эрнста Неизвестного. Свои первые работы в этом направлении художник сделал еще в 60-х годах прошлого столетия. Основная идея скульптуры — внешняя незавершенность образа, без мелких деталей: пальцев, глаз, губ. Как будто человеку предстоит еще себя «долепливать», совершенствовать.
Скульптура представляет собой сидящего человека с поднятыми вверх перекрещенными руками. Голова чуть наклонена. Сразу бросается в глаза конструктивность композиции, тело собрано из отдельных деталей — руки, ноги, голова, фаллос еще грубы и не отделаны. Первому человеку предстоит много работы над собой, чтобы в результате получилось совершенное создание.
Эрнст Неизвестный показывает нам образ не как представляющий человека в совокупности органов, а как прославляющий его природную целостность. В отличие от скульпторов эпохи Возрождения мастер подчеркивает именно незавершенность человеческого тела, которое находится в состоянии непрерывного совершенствования и поиска новых форм. Все очень приблизительно, нет четко оформленной подачи. Именно это и заставляет остановиться перед скульптурой, подумать, найти какой-то скрытый смысл.
Английский искусствовед Джон Бёрджер в своей книге «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР» подчеркивает, что скульптор в самых глубоких своих работах не пользуется устоявшимися понятиями. Во всех его композициях остаются тайна и недосказанность, что и обеспечивает несомненных успех его творений. В его работах нет той чрезмерной ясности, которая сводит на нет замысел художника.
В то же время композиция «Адам» не несет какого-то пророческого смысла, она отражает собственное мировоззрение мастера, его жизненный и профессиональный опыт. Эту работу нельзя полностью расшифровать и объяснить, каждый видит в ней что-то свое и очень личное. Монументальность и незавершенность, основательность и зыбкость. И в то же время гимн человеку, его разуму и органичности.
Эрнст Неизвестный заставляет думать — о вечном и прекрасном. О жизни, которая дана свыше.
Скульптура представляет собой сидящего человека с поднятыми вверх перекрещенными руками. Голова чуть наклонена. Сразу бросается в глаза конструктивность композиции, тело собрано из отдельных деталей — руки, ноги, голова, фаллос еще грубы и не отделаны. Первому человеку предстоит много работы над собой, чтобы в результате получилось совершенное создание.
Эрнст Неизвестный показывает нам образ не как представляющий человека в совокупности органов, а как прославляющий его природную целостность. В отличие от скульпторов эпохи Возрождения мастер подчеркивает именно незавершенность человеческого тела, которое находится в состоянии непрерывного совершенствования и поиска новых форм. Все очень приблизительно, нет четко оформленной подачи. Именно это и заставляет остановиться перед скульптурой, подумать, найти какой-то скрытый смысл.
Английский искусствовед Джон Бёрджер в своей книге «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР» подчеркивает, что скульптор в самых глубоких своих работах не пользуется устоявшимися понятиями. Во всех его композициях остаются тайна и недосказанность, что и обеспечивает несомненных успех его творений. В его работах нет той чрезмерной ясности, которая сводит на нет замысел художника.
В то же время композиция «Адам» не несет какого-то пророческого смысла, она отражает собственное мировоззрение мастера, его жизненный и профессиональный опыт. Эту работу нельзя полностью расшифровать и объяснить, каждый видит в ней что-то свое и очень личное. Монументальность и незавершенность, основательность и зыбкость. И в то же время гимн человеку, его разуму и органичности.
Эрнст Неизвестный заставляет думать — о вечном и прекрасном. О жизни, которая дана свыше.