Казанская икона Божией Матери — одна из особо почитаемых на Руси. В 1612 году она с казанским ополчением прибыла в Москву и находилась в стане князя Пожарского. Икона стала предметом особого чествования, потому что «заступлению Божией Матери, ради Казанской иконы ее» приписано освобождение Москвы от поляков. Позже, в 1811 году, знаменитая икона была перенесена в только что отстроенный Казанский собор, ставший впоследствии храмом-памятником в честь воинов 1812 года. Сама икона была утеряна, но сохранилось много списков с нее, по которым иконописцы до сих пор создают образ Казанской иконы Божьей матери.
Икона, представленная в экспозиции, — старейшая из сохранившихся в клинском доме. Она висит в спальне композитора, где находится и рабочий стол Чайковского, за которым написаны многие его выдающиеся произведения.
История появления иконы у Чайковского известна из книги «Жизнь П.И. Чайковского», написанной его братом Модестом, и также имеет вятские корни. Она досталась Петру Ильичу от двоюродной сестры его отца Надежды Вальцевой, которую в семье называли тетушкой. О ней и других домочадцах писал Модест Чайковский: «Старшая из них — Надежда Тимофеевна — была дальняя родственница Ильи Петровича, приютившаяся у него свою старость и жившая на покое. Хозяева относились к ней с должным уважением, а остальные домочадцы даже со страхом. Особенно сурово обращалась она с француженкой… Причиной тому была ревность к двум старшим мальчикам, из которых Петинька был наследником ее единственной ценной вещи — образа Казанской Божьей Матери в серебряной оправе». Далее следовало примечание: «П.И. дорожил им и любил его. Он и поныне существует в Клину».
Оклад иконы изготовили в городе Вятке, о чем свидетельствует имеющееся на ней клеймо города — рука, держащая лук со стрелой. Подобное клеймо встречается на вятских изделиях с XVIII до XIX века. Клеймо мастера «Р.Ю.» находится на оборотной стороне иконы. Оно принадлежало мастеру Роману Юрасову, работавшему в Вятке с 1802 по 1828 год. Цифры «1806» на этом же клейме означают дату изготовления оклада. После обозначения пробы расположено клеймо-именник: инициалы «А.М.» в прямоугольнике, принадлежавшие неизвестному мастеру. Предполагается, что им мог быть Афанасий Макаров, работавший в Вятке с 1786 по 1802 годы.
Икона, представленная в экспозиции, — старейшая из сохранившихся в клинском доме. Она висит в спальне композитора, где находится и рабочий стол Чайковского, за которым написаны многие его выдающиеся произведения.
История появления иконы у Чайковского известна из книги «Жизнь П.И. Чайковского», написанной его братом Модестом, и также имеет вятские корни. Она досталась Петру Ильичу от двоюродной сестры его отца Надежды Вальцевой, которую в семье называли тетушкой. О ней и других домочадцах писал Модест Чайковский: «Старшая из них — Надежда Тимофеевна — была дальняя родственница Ильи Петровича, приютившаяся у него свою старость и жившая на покое. Хозяева относились к ней с должным уважением, а остальные домочадцы даже со страхом. Особенно сурово обращалась она с француженкой… Причиной тому была ревность к двум старшим мальчикам, из которых Петинька был наследником ее единственной ценной вещи — образа Казанской Божьей Матери в серебряной оправе». Далее следовало примечание: «П.И. дорожил им и любил его. Он и поныне существует в Клину».
Оклад иконы изготовили в городе Вятке, о чем свидетельствует имеющееся на ней клеймо города — рука, держащая лук со стрелой. Подобное клеймо встречается на вятских изделиях с XVIII до XIX века. Клеймо мастера «Р.Ю.» находится на оборотной стороне иконы. Оно принадлежало мастеру Роману Юрасову, работавшему в Вятке с 1802 по 1828 год. Цифры «1806» на этом же клейме означают дату изготовления оклада. После обозначения пробы расположено клеймо-именник: инициалы «А.М.» в прямоугольнике, принадлежавшие неизвестному мастеру. Предполагается, что им мог быть Афанасий Макаров, работавший в Вятке с 1786 по 1802 годы.