В экспозиции Всероссийского музея А.С. Пушкина представлена гравюра «Казань», одна из 38 гравюр Атласа, приложенного к книге Николя-Габриэля Леклерка «История древней и современной России».
«История древней и современной России» увидела свет в 1780-е годы в Париже. Помимо Атласа, к книге прилагались и статистические таблицы. Видовые картины были исполнены французскими граверами, а в качестве рисовальщика был указан Луи Николя де Леспинас (1734–1808). Сам художник в России никогда не бывал, поэтому в качестве оригинала он использовал гравюры русских и иностранных художников, воспроизводящие рисунки Михаила Ивановича Махаева (около 1717–1770 год). Наибольшее признание последний получил в архитектурном пейзаже, его рисунки и гравюры, с них сделанные, были очень популярны в России и за рубежом.
В рисунках для Атласа Л.-Н. Леспинас достаточно точно копировал архитектуру, одновременно при этом фривольно обращался со стаффажем, изменил линию горизонта и общий характер изображения. Всего по оригиналам Махаева было исполнено 11 рисунков, среди них и вид Казани. На широкоформатной гравюре представлен вид на панораму города с противоположного берега Волги. Гравюра изображает общий вид города со стороны реки Казанки. Левее центра — Кремль, окруженный стенами. Из-за стен видны соборы и башня Сююнбеки с крестом на шпиле. На склоне берега — многочисленные жилые постройки и церкви. На переднем плане у берега — парусные суда (справа), деревянная постройка с высоким забором (слева).
Путешествие А.С. Пушкина по местам пугачевского бунта в 1833 году пролегало через приволжские города. 3 сентября, после обеда, он покинул Нижний Новгород и отправился в Казань. За двое суток пребывания здесь Пушкин много успел, о чем сообщал жене: