В Военно-медицинском музее представлена катапультная тележка с чучелами собак. Этот экспонат рассказывает о важном этапе медико-биологических исследований в космическом пространстве.
К концу 1940-х годов ученым уже были известны реакции организма человека и животных на перегрузки, вибрации, шум и другие трудности, которые возникали во время полета на самолете. Но что произойдет с живыми организмами в невесомости, никто предсказать не мог.
В 1947 году НИИ авиационной медицины ВВС Минобороны СССР разработал программу исследований медико-биологических проблем, связанных с полетами в верхних слоях атмосферы. Для экспериментов ученые отобрали около 30 беспородных собак: отечественные физиологи уже использовали этих животных для опытов и понимали особенности их организмов и поведения.
После нескольких месяцев тренировок в июле–августе 1951 года исследователи провели с собаками шесть экспериментальных полетов на высоту 100 километров. Подопытных размещали в герметичной кабине геофизической ракеты, которая предназначалась для суборбитальных полетов — то есть со скоростью меньшей, чем нужно для выхода на орбиту.
На первом этапе экспериментов кабину снабдили парашютной системой, но два полета закончились гибелью животных из-за конструктивных недоработок отдельных элементов ракетной системы. На следующем этапе, чтобы обеспечить безопасное катапультирование и спуск на парашютах, в ракете установили специальное оборудование — катапультную тележку, или герметичную кабину для животных.
Инженеры научно-производственного предприятия «Звезда» разрабатывали тележку до начала 1957 года. Кабина выглядела как цилиндр с выпуклыми днищами. Одно днище было съемным. В нем был проделан иллюминатор, который освещал кабину и позволял наблюдать за подопытными на Земле. Внутри кабины разместили автоматическую кормушку, системы кондиционирования воздуха и терморегулирования. За состоянием собак наблюдали с помощью аппаратуры, которая регистрировала пульс, дыхание и кровяное давление, считывала электрокардиограмму. Исследователи также замеряли температуру и давление в кабине.
Подопытные отправлялись в полет в специальных скафандрах — герметичных мешках из трехслойной прорезиненной ткани со шлемом и двумя глухими рукавами для передних лап. Система кислородного питания состояла из трех двухлитровых баллонов с кислородом, ее хватало на 2–2,5 часа.
По плану эксперимента, после запуска животные находились в невесомости на протяжении четырех минут. На последнем участке полета тележка катапультировалась, срабатывала парашютная система, и собаки приземлялись.
Благодаря разработкам герметичных кабин животных из орбитального полета успешно вернулись Белка, Стрелка и другие собаки. Результаты экспериментов позволили сделать вывод о том, что полет человека в космос возможен.
К концу 1940-х годов ученым уже были известны реакции организма человека и животных на перегрузки, вибрации, шум и другие трудности, которые возникали во время полета на самолете. Но что произойдет с живыми организмами в невесомости, никто предсказать не мог.
В 1947 году НИИ авиационной медицины ВВС Минобороны СССР разработал программу исследований медико-биологических проблем, связанных с полетами в верхних слоях атмосферы. Для экспериментов ученые отобрали около 30 беспородных собак: отечественные физиологи уже использовали этих животных для опытов и понимали особенности их организмов и поведения.
После нескольких месяцев тренировок в июле–августе 1951 года исследователи провели с собаками шесть экспериментальных полетов на высоту 100 километров. Подопытных размещали в герметичной кабине геофизической ракеты, которая предназначалась для суборбитальных полетов — то есть со скоростью меньшей, чем нужно для выхода на орбиту.
На первом этапе экспериментов кабину снабдили парашютной системой, но два полета закончились гибелью животных из-за конструктивных недоработок отдельных элементов ракетной системы. На следующем этапе, чтобы обеспечить безопасное катапультирование и спуск на парашютах, в ракете установили специальное оборудование — катапультную тележку, или герметичную кабину для животных.
Инженеры научно-производственного предприятия «Звезда» разрабатывали тележку до начала 1957 года. Кабина выглядела как цилиндр с выпуклыми днищами. Одно днище было съемным. В нем был проделан иллюминатор, который освещал кабину и позволял наблюдать за подопытными на Земле. Внутри кабины разместили автоматическую кормушку, системы кондиционирования воздуха и терморегулирования. За состоянием собак наблюдали с помощью аппаратуры, которая регистрировала пульс, дыхание и кровяное давление, считывала электрокардиограмму. Исследователи также замеряли температуру и давление в кабине.
Подопытные отправлялись в полет в специальных скафандрах — герметичных мешках из трехслойной прорезиненной ткани со шлемом и двумя глухими рукавами для передних лап. Система кислородного питания состояла из трех двухлитровых баллонов с кислородом, ее хватало на 2–2,5 часа.
По плану эксперимента, после запуска животные находились в невесомости на протяжении четырех минут. На последнем участке полета тележка катапультировалась, срабатывала парашютная система, и собаки приземлялись.
Благодаря разработкам герметичных кабин животных из орбитального полета успешно вернулись Белка, Стрелка и другие собаки. Результаты экспериментов позволили сделать вывод о том, что полет человека в космос возможен.