Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Жизнь и творчество Коста Левановича Хетагурова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Картина «За водой»

Хетагуров К.Л.
Время создания
1886-1890 годы
Место создания
Владикавказ, Россия
Размер
143x82 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1
Хетагуров К.Л.
Картина «За водой»
#2
Коста Хетагуров был первым осетинским художником нового времени, который получил образование в самом престижном учебном заведении России — Императорской Академии художеств. Именно его творчество заполнило лакуну между средневековым искусством Алании и искусством конца XIX столетия и подняло осетинское искусство на один уровень с русским и европейским. 

На картине «За водой» художник изобразил свою мать Марию Гавриловну и самого себя в детстве. Однако эта сценка была выдуманной: на самом деле мать Коста Левановича умерла вскоре после родов, и он ничего о ней не помнил. А мачеха Хетагурова, как он сам признавался, его «не любила. В раннем детстве я убегал от нее к разным родственникам». И в этой картине художник воплотил свою тоску по материнской ласке. 

Однако женщина на полотне олицетворяет не только мать Хетагурова, но и некий собирательный образ молодой горянки-труженицы. С напряженной фигурой матери, которой приходится осторожно пробираться с громоздкой посудиной по узкой тропинке и тщательно следить за сыном, контрастирует сам ребенок, что беззаботно скачет с палкой в руке. 

Над картиной «За водой» Хетагуров работал в конце XIX века, когда в осетинском обществе кардинально изменилось отношение к женщинам. Ранее, во времена патриархально-родового уклада жизни, осетинские мужчины большую часть жизни проводили в войнах и походах, «знали только бранное поле, коня и оружие, а мир представлялся [им] ареною для… подвигов». Положение женщины же тогда было невысоким — но при этом нельзя считать, что женщина на Кавказе была жертвой несправедливости. 
 
Социально-экономические перемены, которые произошли в жизни осетин во второй половине XIX века, в корне изменили их образ жизни. Осетинские мужчины стали уделять больше внимания хозяйству. Это, в свою очередь, изменило и статус женщин: они стали пользоваться гораздо большим уважением, чем раньше. Несмотря на то, что отношение к женщинам все еще было достаточно суровым, оскорблять, унижать или бить их запрещалось и считалось большим позором. 

Так, положение горянок было сложным и противоречивым. С одной стороны, в семье они были практически бесправны, а с другой — обладали высоким авторитетом в обществе. 
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Картина «За водой»

Хетагуров К.Л.
Время создания
1886-1890 годы
Место создания
Владикавказ, Россия
Размер
143x82 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%