Во второй половине XIX — начале XX веков в Осетии формировалась национальная интеллигенция. Многие ее представители получали образование в высших учебных заведениях России и потому разделяли передовые взгляды прогрессивной части русского общества. Эта молодая интеллигенция бросила все силы просвещение своего народа, способствовала развитию национальной культуры, прогрессу общественной, политической, научной, социальной жизни Осетии.
Особое значение для просветителей имела профессиональная осетинская литература. В ее становлении большую роль играли люди, заинтересованные как по долгу службы, так и по призванию в том, чтобы произведения осетинских авторов публиковались регулярно и были всегда доступны для простого народа.
Одним из таких людей был Пора (Христофор) Джиоев. Он родился в 1873 году в многодетной семье протоиерея Зураба Джиоева и Кетеван Кокоевой в селе Дзау. Пора окончил Тифлисскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, после чего в 1899 году переехал в Тифлис. Там он служил в Сионском соборе и преподавал в Первой мужской гимназии, женился на сестре священника Софье Вардиашвили. Джиоев также сотрудничал с Кавказским цензурным комитетом: осматривал все произведения на осетинском языке, которые выходили по обе стороны Кавказских гор. Работал цензором газеты «Ног цард», журналов «Æфсир» и «Хуры тын», редактировал пьесы, которые ставили на сцене осетинского драмкружка.
После переезда в Южную Осетию Джиоев продолжил работать в культурно-просветительской сфере. Он учредил в Цхинвале педагогическое училище, стал его первым директором и преподавателем русского языка и литературы. Позже Пора Зурабович содействовал открытию Музея Краеведения Юго-Осетии, где работал до конца своей жизни.
Именно Джиоев приложил множество усилий к тому, чтобы хрестоматийный для осетинского народа сборник стихотворений Коста Хетагурова «Иронфæндыр» («Осетинская лира») был опубликован, несмотря на сопротивление противников поэта.
Пора Джиоев умер в 1935 году. Его похоронили в Тбилиси на Кукийском кладбище, где были также погребены его отец, супруга и ближайшие родственники.
Особое значение для просветителей имела профессиональная осетинская литература. В ее становлении большую роль играли люди, заинтересованные как по долгу службы, так и по призванию в том, чтобы произведения осетинских авторов публиковались регулярно и были всегда доступны для простого народа.
Одним из таких людей был Пора (Христофор) Джиоев. Он родился в 1873 году в многодетной семье протоиерея Зураба Джиоева и Кетеван Кокоевой в селе Дзау. Пора окончил Тифлисскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, после чего в 1899 году переехал в Тифлис. Там он служил в Сионском соборе и преподавал в Первой мужской гимназии, женился на сестре священника Софье Вардиашвили. Джиоев также сотрудничал с Кавказским цензурным комитетом: осматривал все произведения на осетинском языке, которые выходили по обе стороны Кавказских гор. Работал цензором газеты «Ног цард», журналов «Æфсир» и «Хуры тын», редактировал пьесы, которые ставили на сцене осетинского драмкружка.
После переезда в Южную Осетию Джиоев продолжил работать в культурно-просветительской сфере. Он учредил в Цхинвале педагогическое училище, стал его первым директором и преподавателем русского языка и литературы. Позже Пора Зурабович содействовал открытию Музея Краеведения Юго-Осетии, где работал до конца своей жизни.
Именно Джиоев приложил множество усилий к тому, чтобы хрестоматийный для осетинского народа сборник стихотворений Коста Хетагурова «Иронфæндыр» («Осетинская лира») был опубликован, несмотря на сопротивление противников поэта.
Пора Джиоев умер в 1935 году. Его похоронили в Тбилиси на Кукийском кладбище, где были также погребены его отец, супруга и ближайшие родственники.