В художественной коллекции Ливадийского дворца-музея хранится картина кисти неизвестного художника XIX века — поясной портрет Петра I, будущего императора и самодержца всероссийского.
На портрете царь Пётр I изображен уже взрослым человеком: это подчеркивает его спокойное и мужественное лицо, уже лишенное юношеских черт. Однако важно и то, что на портрете отсутствуют официальные атрибуты царя, отражающие его статус самодержца. Этот портрет выпадает из общего ряда работ, на которых Пётр запечатлен или в латах, намекающих на его полководческие дарования, или с атрибутами государя и державного императора. Картина имеет некоторое сходство с гравюрой художника Адриана Шхонебека, датируемой 1700–1704 годами. Позднейшие работы, с 1711 года и далее, как правило, показывают нам уже взрослого мужчину, с возрастными изменениями в виде четких носогубных складок на лице и морщинами в верхней части лба. Таким образом, можно предположить, что на представленном портрете Петру около 32–36 лет, а время создания, вероятно, находится в границах 1704–1708 годов.
Царь одет в мундир темно-зеленого цвета, по краям обшитый золотым галуном. На шее повязан белый платок. Левая рука согнута в локте и опирается на пояс. Правая рука слегка вытянута и, видимо, опирается на что-то. Через плечо Петра идет голубая орденская лента. Точно атрибутировать ее нельзя, но можно предположить, что это лента ордена Святого Андрея Первозванного. Дело в том, что российский самодержец был награжден иностранными орденами, такими как датский орден Белого Слона и польский орден Белого Орла. Однако статут датского ордена не предполагал ношения других иностранных орденов, а лента польского ордена носилась через левое плечо. Орденом Святого Андрея Первозванного царь был награжден в 1703 году после захвата двух шведских кораблей в устье Невы. В тот же год Петром была основана новая столица российского государства — Санкт-Петербург.
Император Пётр I вошел в историю как государь-реформатор, выведший страну на международную политическую арену и давший толчок к развитию светского образования и искусства в России.
На портрете царь Пётр I изображен уже взрослым человеком: это подчеркивает его спокойное и мужественное лицо, уже лишенное юношеских черт. Однако важно и то, что на портрете отсутствуют официальные атрибуты царя, отражающие его статус самодержца. Этот портрет выпадает из общего ряда работ, на которых Пётр запечатлен или в латах, намекающих на его полководческие дарования, или с атрибутами государя и державного императора. Картина имеет некоторое сходство с гравюрой художника Адриана Шхонебека, датируемой 1700–1704 годами. Позднейшие работы, с 1711 года и далее, как правило, показывают нам уже взрослого мужчину, с возрастными изменениями в виде четких носогубных складок на лице и морщинами в верхней части лба. Таким образом, можно предположить, что на представленном портрете Петру около 32–36 лет, а время создания, вероятно, находится в границах 1704–1708 годов.
Царь одет в мундир темно-зеленого цвета, по краям обшитый золотым галуном. На шее повязан белый платок. Левая рука согнута в локте и опирается на пояс. Правая рука слегка вытянута и, видимо, опирается на что-то. Через плечо Петра идет голубая орденская лента. Точно атрибутировать ее нельзя, но можно предположить, что это лента ордена Святого Андрея Первозванного. Дело в том, что российский самодержец был награжден иностранными орденами, такими как датский орден Белого Слона и польский орден Белого Орла. Однако статут датского ордена не предполагал ношения других иностранных орденов, а лента польского ордена носилась через левое плечо. Орденом Святого Андрея Первозванного царь был награжден в 1703 году после захвата двух шведских кораблей в устье Невы. В тот же год Петром была основана новая столица российского государства — Санкт-Петербург.
Император Пётр I вошел в историю как государь-реформатор, выведший страну на международную политическую арену и давший толчок к развитию светского образования и искусства в России.