Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Полотно было создано в 1762 году живописцем Алексеем Петровичем Антроповым. Оно открыло серию парадных изображений русских монархов. Стиль полотна совмещает барокко с классицизмом. За полгода правления Петра III Алексей Петрович Антропов создал четыре портрета, которые повторяли друг друга.
«Портрет Петра III» известен в двух вариантах. Один был написан для Синода (оригинал хранится в Русском музее), другой — для Сената (оригинал — в Третьяковской галерее). Перед созданием парадных портретов большого формата мастер выполнил маленький эскиз.
Алексей Петрович Антропов был художником при Синоде и одним из первых светских портретистов России, который в 1760 году получил звание мастера живописи. Император, который недавно взошел на престол, изъявил желание получить свое парадное изображение, и Алексей Петрович Антропов был рекомендован ему Синодом. Мастер изобразил монарха в мундире Преображенского полка, в динамичной позе на фоне батального полотна. Император был доволен портретом.
В одной руке Пётр III держит жезл маршала, другая лежит на поясе, на эфесе шпаги. На заднем плане, в проеме арки, изображено конное сражение. Слева от императора Алексей Петрович Антропов изобразил стол с подушкой, на которой лежат корона и держава, справа — кресло с мантией. Художник использовал теплую, насыщенную гамму оттенков. В композиции преобладают серо-коричневый, насыщенный красный, кремово-белый, золотистый, изумрудно-зеленый и черный цвета. Фон картины «Портрет Петра III» выполнен в серовато-коричневых оттенках. Фигура императора уравновешена с трех сторон красной тканью.
«Портрет Петра III» — одно из наиболее известных произведений в этом жанре, картина помещена в учебники истории того периода, часто встречается в исторических трудах.