Данное произведение является вольной копией, которую создал художник Владимир Анатольевич Ефарицкий. Оригинальное полотно «Меновой двор в Оренбурге» 1860 года кисти живописца и рисовальщика, члена Академии художеств Российской империи Андрея Николаевича Гороновича хранится в Государственном Русском музее.
С 1851 по 1860 год Андрей Николаевич жил и работал в Оренбургской губернии. В 1853 году участвовал в походе на Ак-Мечеть, во время которого сделал много акварелей и зарисовок. Этапной в творческой биографии художника стала картина «Меновой двор в Оренбурге», которая принесла ему звание академика.
На картине представлена внутренняя площадь Менового двора с купцами, их приказчиками, с туркменами и хивинцами. Помимо людей на полотне изображены домашние животные, которые являлись основным предметом торговли. На заднем плане виднеются невысокие двухэтажные здания и стены, которые к ним примыкали и ограничивали территорию.
В путеводителе по Оренбургу, который был опубликован в 1977 году, указано, что Меновой двор был заложен в 1744 году в трех километрах юго-западнее города, в наши дни это территория Оренбурга.
Постройки Менового двора не сохранились. По описанию современников можно судить о его масштабах: там находились 344 лавки и 140 амбаров, квартиры для купцов, мечеть и церковь.
В Меновой двор можно было пройти двумя способами. Первые («русские») ворота были обращены к городу. Вторые («азиатские») находились со стороны казахских степей.
Из Хивы, Бухары, Хорезма, Ташкента, Самарканда и других мест Средней Азии сюда прибывали караваны верблюдов, которые были навьючены восточными товарами. Для торговли с ними приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова, Киева и других городов.
Развалины Менового двора в 1929 году посетил первый нарком
просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский. Он писал: