Акварель выполнена с оригинала фотографии (АВИМ КП-7303, Ф-136) хранящейся в фондах Аксайского военно-исторического музея, запечатлевшей плашкоутный мост в станице Аксайской в конце XIX — начале XX века. Перед нами на картине, мост, настил которого располагается на небольших судах. Мост соединяет правый берег Дона, с расположившимся под высоким с могучей кроной деревом домиком и левый берег, с многочисленными деревьями и уходящей вдаль, на юг, по Ольгинской дамбе дорогой.
До 1854 г., переправа через Дон по воспоминаниям проезжающих «почти во всякое время года бывает по воде в малых и больших лодках…». И все, кому необходимо было переправиться на левый берег Дона в теплое время года, садились в лодки, повозки грузились на паромы или большие лодки, и переправлялись через реку.
Зимой переправа через Дон осуществлялась по льду. Но, с началом Крымской войны с Англией и Францией, в 1853 г., необходимость в обустройстве моста стала стратегической задачей, необходимо было перевозить большое количество войск, боеприпасов, оружия, продовольствия. Так, витавшие в воздухе просьбы жителей станиц к донскому начальству о строительстве моста были решены.
Аксайская переправа была единственным путем через реку Дон на Кавказ. Строительство велось военным ведомством, быстрым способом. Одновременно строилась и насыпная Ольгинская дамба, т. к. в весеннее время, половодье, Дон разливался на многие километры. Дамба шла от станицы Ольгинской и проходила через всю станицу, как улица.
Строительством руководили опытные инженеры. С учетом местности, разливов Дона решено было строить плашкоутный мост. Плашкоуты, это деревянные суда, их строили в Калаче на-Дону и буксировали по воде в Аксай. На месте переправы, в установленном месте, плашкоуты, а их было 12, устанавливались на адмиралтейских якорях через всю реку стройной линией. Длина каждого такого судна, плашкоута была 15–18 м, высота 3 м, а ширина 6–7м. Выше корпуса плашкоута, шел прямой борт, внутри корпуса устанавливалась массивная деревянная надстройка из брусьев.
Площадь надстройки была шире ширины плашкоута и выходила за его пределы. На надстройку настилался из толстых досок плотный настил, по которому шло движение. Края надстройки соединялись между собой прочными стальными шарнирами. Между плашкоутами, внизу оставался проход для небольших гребных судов, которые при проходе под мостом «рубили» мачты и проходили под веслами.
Разводная части плашкоутов (разводились звеньями по два), соединялась специальными шарнирами, настильная часть соединялась массивными деревянными лядами на прочных шарнирах. При разводке моста ляды поднимались, и плашкоуты были свободны друг от друга. При сводке звеньев, ляды ложились на место, закреплялись, и движение по мосту было разрешено. Для освещения ночного проезда по мосту было установлено 42 фонаря.
Разводился плашкоутный мост для пропуска судов утром и вечером в 4 часа пополудни. На зимнее время года мост разбирался, и плашкоуты отводились в устье реки Аксай. Еще раз скажем о том, что такая добротная переправа, как плашкоутный мост, дамба по займищу в низовьях Доны была только в станице Аксайской.
Все дороги из Москвы, Воронежа, из Сибири вели к одной переправе — Аксайской.