В фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится несколько работ касимовского живописца Алексея Лейбена. Он был участником Великой Отечественной войны, а после писал картины, работал художником-оформителем, декоратором, а также иллюстрировал книги.
«Касимовская невеста» — одна из самых масштабных работ Алексея Лейбена. Она обращалась к историческим событиям середины XVII века, когда царь Алексей Михайлович Романов выбирал невесту.
В 1647 году в Москву на смотрины привезли 200 девушек из разных городов страны. Сначала бояре отбирали тех, кто сможет предстать «пред светлы очи государя». Критерии были строгими: избранница должна была быть «женщиной доброй ростом, красотой и разумом исполненной», а также «дать наследника царю и государству».
Бояре отобрали всего шесть претенденток — в их число вошла уроженка Касимова Евфимия Всеволожская, дочь местного воеводы. Девушка понравилась молодому царю с первого взгляда, и он вручил ей кольцо и расшитый золотом платок — на память. После этого Ефимию отправили на женскую половину, где она должна была обучиться придворному этикету.
Не все во дворце одобрили выбор Алексея Михайловича. Воспитатель царя, боярин Борис Морозов, хотел, чтобы тот женился на Марии Милославской. Так он планировал породниться с Романовыми: сам Морозов хотел жениться на ее сестре, Анне Милославской.
Поэтому, когда на встрече с Алексеем Михайловичем Евфимия упала в обморок, Морозов объяснил ее недомогание слабым здоровьем: «Падучая. К государевой радости не прочна». На картине «Касимовская невеста» Алексей Лейбен изобразил именно этот момент: невеста в желтом сарафане потеряла сознание, ее кожа стала бледной. Придворные дамы, которые поймали Евфимию, пытались привести ее в чувство.
На полотне Лейбен написал около двух десятков человек: царя, невесту, бояр и слуг. Главные фигуры — Алексея Михайловича и Евфимию — художник подсветил с помощью золотистых оттенков краски, а для бояр и слуг использовал более темные тона.
Для «касимовской невесты» падение в обморок стало приговором: семью Евфимии Всеволожской отправили в ссылку — в Тюмень, а царь провел новые смотрины.
«Касимовская невеста» — одна из самых масштабных работ Алексея Лейбена. Она обращалась к историческим событиям середины XVII века, когда царь Алексей Михайлович Романов выбирал невесту.
В 1647 году в Москву на смотрины привезли 200 девушек из разных городов страны. Сначала бояре отбирали тех, кто сможет предстать «пред светлы очи государя». Критерии были строгими: избранница должна была быть «женщиной доброй ростом, красотой и разумом исполненной», а также «дать наследника царю и государству».
Бояре отобрали всего шесть претенденток — в их число вошла уроженка Касимова Евфимия Всеволожская, дочь местного воеводы. Девушка понравилась молодому царю с первого взгляда, и он вручил ей кольцо и расшитый золотом платок — на память. После этого Ефимию отправили на женскую половину, где она должна была обучиться придворному этикету.
Не все во дворце одобрили выбор Алексея Михайловича. Воспитатель царя, боярин Борис Морозов, хотел, чтобы тот женился на Марии Милославской. Так он планировал породниться с Романовыми: сам Морозов хотел жениться на ее сестре, Анне Милославской.
Поэтому, когда на встрече с Алексеем Михайловичем Евфимия упала в обморок, Морозов объяснил ее недомогание слабым здоровьем: «Падучая. К государевой радости не прочна». На картине «Касимовская невеста» Алексей Лейбен изобразил именно этот момент: невеста в желтом сарафане потеряла сознание, ее кожа стала бледной. Придворные дамы, которые поймали Евфимию, пытались привести ее в чувство.
На полотне Лейбен написал около двух десятков человек: царя, невесту, бояр и слуг. Главные фигуры — Алексея Михайловича и Евфимию — художник подсветил с помощью золотистых оттенков краски, а для бояр и слуг использовал более темные тона.
Для «касимовской невесты» падение в обморок стало приговором: семью Евфимии Всеволожской отправили в ссылку — в Тюмень, а царь провел новые смотрины.