В музее-заповеднике «Старая Сарепта» хранится картина с видом немецкого города Гернгут. Художник Сергей Федоров повторил сюжет старой немецкой гравюры XVIII века. Изображения Гернгута были почти в каждом доме Сарепты, потому что этот город имел для сарептян особое значение.
Гернгут (от немецкого Herrnhut — «под защитой Господа») основали в 1722 году последователи гуситской революции — массового религиозно-политического движения в Европе XV–XVII веков.
Гуситское движение зародилось в Чехии в начале XV века. Оно было вызвано двумя причинами. С одной стороны, это было недовольство части чешского общества злоупотреблениями со стороны Католической церкви. С другой стороны, протестные настроения подогревались усилением немецкого влияния в Чехии. В Чехию переселялись из Германии крестьяне, купцы, ремесленники и феодалы.
Главным выразителем протестных настроений чехов стал священник, ректор Пражского университета Ян Гус. В своих лекциях и проповедях он требовал коренной реформы церкви, ее полного подчинения государству, введения наказания для духовных лиц. За свои взгляды Гуса обвинили в ереси и сожгли на костре в 1415 году.
Летом 1419 года началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. Вначале гуситы имели военный успех и разгромили пять направленных против них крестовых походов. Но к 1430-м годам они стали терпеть неудачи. В гуситском движении образовалось два направления: умеренное (чашники) и революционное (табориты). Чашники пошли на компромисс с католиками, и новое правительство Чехии и Моравии, состоявшее из чашников, начало борьбу с таборитами.
Отдельные отряды таборитов продолжали борьбу с католиками до 1437 года. После окончательного поражения таборитов сохранилось их умеренное течение. Идеологи этого течения проповедовали переустройство общества на идеях равенства, всеобщего труда, любви, единения, невмешательства государства в дела церкви.
Последователи таборитов нашли убежище в Богемии. Там в 1457 году они образовали общину, которую назвали Братский союз, или Чешские братья. В настоящее время Богемия наряду с Моравией и Чешской Силезией входит в состав современной Чешской республики. Со временем, в результате продолжающегося преследования со стороны Католической церкви, Чешские братья оказались рассеянными по всей Европе, потеряв единую организацию.
Возрождение Братского союза в начале XVIII века связано с именем графа Николая фон Цинцендорфа. Сочувствуя Чешским братьям, он пригласил их поселиться в своем имении Бетельсдорф в Саксонии. В 1722 году в имение графа прибыли первые поселенцы. В том же году они основали поблизости город Гернгут.
Главной своей целью гернгутеры считали обращение в истинную веру язычников и представителей других христианских конфессий. Для этого они основывали миссии в разных частях света — от Америки до Новой Зеландии. Одной из известных их колоний была российская Сарепта, основанная в нижневолжских степях.
Гернгут (от немецкого Herrnhut — «под защитой Господа») основали в 1722 году последователи гуситской революции — массового религиозно-политического движения в Европе XV–XVII веков.
Гуситское движение зародилось в Чехии в начале XV века. Оно было вызвано двумя причинами. С одной стороны, это было недовольство части чешского общества злоупотреблениями со стороны Католической церкви. С другой стороны, протестные настроения подогревались усилением немецкого влияния в Чехии. В Чехию переселялись из Германии крестьяне, купцы, ремесленники и феодалы.
Главным выразителем протестных настроений чехов стал священник, ректор Пражского университета Ян Гус. В своих лекциях и проповедях он требовал коренной реформы церкви, ее полного подчинения государству, введения наказания для духовных лиц. За свои взгляды Гуса обвинили в ереси и сожгли на костре в 1415 году.
Летом 1419 года началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. Вначале гуситы имели военный успех и разгромили пять направленных против них крестовых походов. Но к 1430-м годам они стали терпеть неудачи. В гуситском движении образовалось два направления: умеренное (чашники) и революционное (табориты). Чашники пошли на компромисс с католиками, и новое правительство Чехии и Моравии, состоявшее из чашников, начало борьбу с таборитами.
Отдельные отряды таборитов продолжали борьбу с католиками до 1437 года. После окончательного поражения таборитов сохранилось их умеренное течение. Идеологи этого течения проповедовали переустройство общества на идеях равенства, всеобщего труда, любви, единения, невмешательства государства в дела церкви.
Последователи таборитов нашли убежище в Богемии. Там в 1457 году они образовали общину, которую назвали Братский союз, или Чешские братья. В настоящее время Богемия наряду с Моравией и Чешской Силезией входит в состав современной Чешской республики. Со временем, в результате продолжающегося преследования со стороны Католической церкви, Чешские братья оказались рассеянными по всей Европе, потеряв единую организацию.
Возрождение Братского союза в начале XVIII века связано с именем графа Николая фон Цинцендорфа. Сочувствуя Чешским братьям, он пригласил их поселиться в своем имении Бетельсдорф в Саксонии. В 1722 году в имение графа прибыли первые поселенцы. В том же году они основали поблизости город Гернгут.
Главной своей целью гернгутеры считали обращение в истинную веру язычников и представителей других христианских конфессий. Для этого они основывали миссии в разных частях света — от Америки до Новой Зеландии. Одной из известных их колоний была российская Сарепта, основанная в нижневолжских степях.