Лампа была найдена в верховьях р. Кундусуюл (позже прииск «Первомайский») и передана в музей жителем п. Тисуль Анатолием Георгиевичем Ермаковым.
Состоит из разделенного на две части бачка, где на куски карбида в одном отсеке с регулируемой скоростью капает из второго отсека вода, а также горелки, соединенной с бачком гибким шлангом, подающим ацетилен.
Карбидная лампа — лампа, где источником света служит открытое пламя струи сжигаемого ацетилена, который получается из химической реакции карбида кальция с водой. Данный тип ламп был широко распространён с начала XX века. Их устанавливали на кареты, автомобили и даже на велосипеды.
В 1888 (по другим сведениям в 1892) году Томас Виллсон сумел получить карбид кальция в электродуговой печи из смеси оксида кальция с коксом. Дуговая печь обеспечивает высокую температуру, необходимую для обеспечения реакции.
Процесс оказался экономически эффективным, а доступная в промышленных масштабах электроэнергия позволила наладить производство карбида. Ацетиленовое освещение стало распространяться с 1894 года. В 1895 году Уиллсон продал свой патент Union Carbide.
Карбидное освещение использовалось в сельских и городских районах США, которые не обслуживались электрификацией. Его использование началось вскоре после 1900 года и продолжалось после 1950 года. Гранулы карбида кальция были помещены в контейнер за пределами дома, с водой, подаваемой в контейнер, и позволяли капать на гранулы с выделением ацетилена. Этот газ подавали к осветительным приборам внутри дома, где он сгорел, создав очень яркое пламя. Карбидное освещение было недорогим, но было склонно к утечкам газа и взрывам.
Ранние модели автомобилей, мотоциклов и велосипедов использовали карбидные лампы в качестве фар. Ацетилен, полученный из карбида, позволял ранним автомобилям безопасно ездить ночью. Толстые вогнутые зеркала в сочетании с увеличительными линзами излучали свет пламени ацетилена. Этот тип света использовался до тех пор, пока не стали доступны надежные батареи и динамо-машины, а производители не перешли на электрические фонари.
Ацетиленовые лампы также использовались на речных судах для ночного плавания.
В наши дни карбидная лампа используется только в случае нужды в мощном автономном источнике света, например, в спелеологии, на отдалённых маяках, так как это освещение выгоднее, чем подвод линии электропередачи или автономная энергетическая установка. До сих пор такие лампы используются на судах, бакенах.
В наши дни карбидная лампа используется только в случае нужды в мощном автономном источнике света, например, в спелеологии, на отдалённых маяках, так как это освещение выгоднее, чем подвод линии электропередачи или автономная энергетическая установка. До сих пор такие лампы используются на судах, бакенах.