Самые ранние художественно оформленные русские осветительные приборы датируются XII веком. Для того времени наиболее характерны были хоросы-паникадила — церковные люстры. Они представляли собой сложную многоярусную конструкцию. В XIV–XV веках в Новгороде работали специальные мастерские, где отливали отдельные части и монтировали такие осветительные приборы. В XVI–XVII веках стало популярным художественное литье. В XVIII веке в быту у разных слоёв общества можно было увидеть разные «светильники». Крестьяне обычно использовали светцы-зажимы, в которых горели лучины. У бедных горожан-ремесленников были железные подсвечники, в них вставляли сальные свечи. Зажиточные горожане и дворяне использовали осветительные приборы с восковыми свечами.
Если в жилых комнатах обходились одной-двумя свечами, то зал для приема гостей принято было освещать максимально ярко. Помимо обязательной люстры, особую роль в интерьерах того времени играли канделябры, рассчитанные на большое количество свечей, — как правило, от трех до двенадцати.
Фигурный канделябр в экспозиции Краеведческого музея Коломны, изображающий одну из греческих богинь, неизменно привлекает взгляды посетителей. Известно, что первые металлические канделябры — настенные, настольные, напольные — в Россию привезли из Франции. До XVIII столетия большую часть канделябров отливали из серебра и только позднее их начали изготавливать из различных черных металлов или бронзы. Стоили такие изделия значительно меньше, чем серебряные, поэтому их могли себе позволить даже не самые обеспеченные горожане.
Особенное внимание декору канделябров стали уделять в XVIII–XIX веках. Например, изделия в стиле барокко украшали кленовыми листьями, небольшими цветами и другими растительными орнаментами. Подсвечники в классическом стиле подражали античным колоннам и статуям. Как правило, их украшали фигурами мифологических существ или экзотических животных, например грифонов, львов, дельфинов, а также изображениями античных богов или целыми сценами из древнегреческих легенд.
Как правило, канделябры размещали в парадных комнатах, которые часто посещали гости: в зале, приемной, гостиной. Их расставляли на специальных тумбах или декоративных столиках. Со времен появления электричества первоначальная роль подсвечников потеряла свою актуальность. Однако эти прекрасные изделия буквально возродились, заняв почетное место в украшении наших домов уже в XXI веке.
Если в жилых комнатах обходились одной-двумя свечами, то зал для приема гостей принято было освещать максимально ярко. Помимо обязательной люстры, особую роль в интерьерах того времени играли канделябры, рассчитанные на большое количество свечей, — как правило, от трех до двенадцати.
Фигурный канделябр в экспозиции Краеведческого музея Коломны, изображающий одну из греческих богинь, неизменно привлекает взгляды посетителей. Известно, что первые металлические канделябры — настенные, настольные, напольные — в Россию привезли из Франции. До XVIII столетия большую часть канделябров отливали из серебра и только позднее их начали изготавливать из различных черных металлов или бронзы. Стоили такие изделия значительно меньше, чем серебряные, поэтому их могли себе позволить даже не самые обеспеченные горожане.
Особенное внимание декору канделябров стали уделять в XVIII–XIX веках. Например, изделия в стиле барокко украшали кленовыми листьями, небольшими цветами и другими растительными орнаментами. Подсвечники в классическом стиле подражали античным колоннам и статуям. Как правило, их украшали фигурами мифологических существ или экзотических животных, например грифонов, львов, дельфинов, а также изображениями античных богов или целыми сценами из древнегреческих легенд.
Как правило, канделябры размещали в парадных комнатах, которые часто посещали гости: в зале, приемной, гостиной. Их расставляли на специальных тумбах или декоративных столиках. Со времен появления электричества первоначальная роль подсвечников потеряла свою актуальность. Однако эти прекрасные изделия буквально возродились, заняв почетное место в украшении наших домов уже в XXI веке.