Самые известные экспонаты, связанные с культурой средневековых кочевников, — это каменные изваяния кыпчакского и монгольского времени из поминальных оградок. Традиция создания таких святилищ возникла в Центральной Азии в V–VI веках, в Южном Зауралье они датируются предположительно XIII веком. Подобные сооружения известны на всей территории, которую занимали кыпчаки до монгольского нашествия — от Восточного Казахстана до Правобережья Украины.
Святилища ХIII–ХIV веков, воздвигнутые в честь предков, выглядели как каменные оградки. Нижняя часть состояла из четырех вертикально врытых в землю больших каменных плит, верхняя представляла собой модель жилища из дерева. Вокруг некоторых оградок археологи нашли остатки вертикальных деревянных столбов. Вероятно, на них развешивали ритуальные чучела конец — символические жертвоприношения предку. С восточной стороны вкапывали каменную плиту-стелу. На ее восточной части высекали «лицо» усатого воина-предка, а иногда и саблю с рукой на рукояти. После всех положенных обрядов модель жилища сжигали, а изваяние ритуально повреждали, освобождая тем самым душу умершего для переселения в загробный мир.
С культом предков связано и кыпчакское каменное изваяние, которое хранится в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала. Оно датируется предположительно XIII–XIV веками. Его обнаружили во время раскопок кургана Система-1 в Карталинском районе. В центре могильника 2 располагалось святилище — квадратная ограда со стенками из гранитных плит длиной около 8 метров. Изваяние находилось внутри ограды, в ее северо-восточной части, в небольшом углублении. Оно представляет собой плиту из крупнозернистого гранита с изображением сидящей женщины. Детали скуластого монголоидного лица сохранились плохо. Нос выполнен в виде рельефного выступа, рот обозначен небольшим углублением, глаза — кольцевыми желобками. Небольшой конусовидный выступ в верхней части плиты изображает головной убор женщины. Ноги непропорционально короткие, колени соприкасаются, ступни неестественно повернуты внутрь.
Святилища ХIII–ХIV веков, воздвигнутые в честь предков, выглядели как каменные оградки. Нижняя часть состояла из четырех вертикально врытых в землю больших каменных плит, верхняя представляла собой модель жилища из дерева. Вокруг некоторых оградок археологи нашли остатки вертикальных деревянных столбов. Вероятно, на них развешивали ритуальные чучела конец — символические жертвоприношения предку. С восточной стороны вкапывали каменную плиту-стелу. На ее восточной части высекали «лицо» усатого воина-предка, а иногда и саблю с рукой на рукояти. После всех положенных обрядов модель жилища сжигали, а изваяние ритуально повреждали, освобождая тем самым душу умершего для переселения в загробный мир.
С культом предков связано и кыпчакское каменное изваяние, которое хранится в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала. Оно датируется предположительно XIII–XIV веками. Его обнаружили во время раскопок кургана Система-1 в Карталинском районе. В центре могильника 2 располагалось святилище — квадратная ограда со стенками из гранитных плит длиной около 8 метров. Изваяние находилось внутри ограды, в ее северо-восточной части, в небольшом углублении. Оно представляет собой плиту из крупнозернистого гранита с изображением сидящей женщины. Детали скуластого монголоидного лица сохранились плохо. Нос выполнен в виде рельефного выступа, рот обозначен небольшим углублением, глаза — кольцевыми желобками. Небольшой конусовидный выступ в верхней части плиты изображает головной убор женщины. Ноги непропорционально короткие, колени соприкасаются, ступни неестественно повернуты внутрь.