Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мотивы татарских узоров в национальной одежде»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Калфак

Время создания
конец XIX века
Размер
16x14,5 см
Техника
бархат, вышивка, бисер
0
Открыть в приложении
#2
Традиционный женский головной убор казанских татарок калфак был заимствован сибирскими татарами в середине XIX столетия и получил среди них широкое распространение. Самый старый сохранившийся калфак датируется XVIII веком, ученые считают, что появился головной убор еще раньше. Калфак оказался самым стойким предметом национального костюма, его носят и сейчас. В современной повседневной жизни наиболее часто применяются, особенно женщинами более преклонного возраста, калфаки типа тюбетеек — такыя.

В дореволюционный период калфаки поступали в Сибирь из Казани и Оренбурга, а также изготавливались самими сибирскими татарками. Среди калфаков, бытовавших у сибирских татар и сохранившихся в коллекции музея, можно выделить три категории: девичьи калфаки, женские (отличавшиеся от девичьих твердым околышем) и калфачки — небольшие головные уборы-наколки, ставшие популярными прежде всего у городских татарок на рубеже XIX–XX веков. Сверху калфаки могли покрывать платками, шалями, покрывалами.

Несмотря на определенные различия этих видов калфаков, они имеют значительные сходства в декорировании. Орнаменты на калфаках носят преимущественно растительный характер, их выполняют золотным шитьем, шитьем жемчугом и бисером, вышивкой синелью, инкрустацией самоцветами, отделкой мелкой серебряной монетой. Лобную часть калфачка-наколки или мешковину большого калфака украшал бордюр в виде одной ветви — «золотое перо» («алтын каурый»). Это гибкий непрерывный узор на поверхности калфака, изгибающийся к затылку. Центральная ветвь «пера» вышивалась, вбирая в себя разнонаправленные элементы: цветы, бутоны и двулистники, трилистники, пальметты, развернутые в разные стороны усики, извивающиеся и отогнутые назад лепестки, стручки гороха, горошинки, тычинки. Другой узор представлял собой волнистый побег на тулье калфака. Его иногда называли «цветущий куст», в нем были завуалированы изображения птиц, белок, бабочек, змей, гусениц.

Калфаки с твердым околышем и плоским верхом «такыя калфак» тоже крепились на волосы, ближе ко лбу. Их носили и девушки, и женщины, последние — в сочетании с фабричным платком: замужние татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Калфак

Время создания
конец XIX века
Размер
16x14,5 см
Техника
бархат, вышивка, бисер
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%