Традиционный женский головной убор казанских татарок калфак был заимствован сибирскими татарами в середине XIX столетия и получил среди них широкое распространение. Самый старый сохранившийся калфак датируется XVIII веком, ученые считают, что появился головной убор еще раньше. Калфак оказался самым стойким предметом национального костюма, его носят и сейчас. В современной повседневной жизни наиболее часто применяются, особенно женщинами более преклонного возраста, калфаки типа тюбетеек — такыя.
В дореволюционный период калфаки поступали в Сибирь из Казани и Оренбурга, а также изготавливались самими сибирскими татарками. Среди калфаков, бытовавших у сибирских татар и сохранившихся в коллекции музея, можно выделить три категории: девичьи калфаки, женские (отличавшиеся от девичьих твердым околышем) и калфачки — небольшие головные уборы-наколки, ставшие популярными прежде всего у городских татарок на рубеже XIX–XX веков. Сверху калфаки могли покрывать платками, шалями, покрывалами.
Несмотря на определенные различия этих видов калфаков, они имеют значительные сходства в декорировании. Орнаменты на калфаках носят преимущественно растительный характер, их выполняют золотным шитьем, шитьем жемчугом и бисером, вышивкой синелью, инкрустацией самоцветами, отделкой мелкой серебряной монетой. Лобную часть калфачка-наколки или мешковину большого калфака украшал бордюр в виде одной ветви — «золотое перо» («алтын каурый»). Это гибкий непрерывный узор на поверхности калфака, изгибающийся к затылку. Центральная ветвь «пера» вышивалась, вбирая в себя разнонаправленные элементы: цветы, бутоны и двулистники, трилистники, пальметты, развернутые в разные стороны усики, извивающиеся и отогнутые назад лепестки, стручки гороха, горошинки, тычинки. Другой узор представлял собой волнистый побег на тулье калфака. Его иногда называли «цветущий куст», в нем были завуалированы изображения птиц, белок, бабочек, змей, гусениц.
Калфаки с твердым околышем и плоским верхом «такыя калфак» тоже крепились на волосы, ближе ко лбу. Их носили и девушки, и женщины, последние — в сочетании с фабричным платком: замужние татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.
В дореволюционный период калфаки поступали в Сибирь из Казани и Оренбурга, а также изготавливались самими сибирскими татарками. Среди калфаков, бытовавших у сибирских татар и сохранившихся в коллекции музея, можно выделить три категории: девичьи калфаки, женские (отличавшиеся от девичьих твердым околышем) и калфачки — небольшие головные уборы-наколки, ставшие популярными прежде всего у городских татарок на рубеже XIX–XX веков. Сверху калфаки могли покрывать платками, шалями, покрывалами.
Несмотря на определенные различия этих видов калфаков, они имеют значительные сходства в декорировании. Орнаменты на калфаках носят преимущественно растительный характер, их выполняют золотным шитьем, шитьем жемчугом и бисером, вышивкой синелью, инкрустацией самоцветами, отделкой мелкой серебряной монетой. Лобную часть калфачка-наколки или мешковину большого калфака украшал бордюр в виде одной ветви — «золотое перо» («алтын каурый»). Это гибкий непрерывный узор на поверхности калфака, изгибающийся к затылку. Центральная ветвь «пера» вышивалась, вбирая в себя разнонаправленные элементы: цветы, бутоны и двулистники, трилистники, пальметты, развернутые в разные стороны усики, извивающиеся и отогнутые назад лепестки, стручки гороха, горошинки, тычинки. Другой узор представлял собой волнистый побег на тулье калфака. Его иногда называли «цветущий куст», в нем были завуалированы изображения птиц, белок, бабочек, змей, гусениц.
Калфаки с твердым околышем и плоским верхом «такыя калфак» тоже крепились на волосы, ближе ко лбу. Их носили и девушки, и женщины, последние — в сочетании с фабричным платком: замужние татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.