Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этнография Забайкалья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Одежда и предметы быта эвенков

0
Открыть в приложении
#1
Одежда и предметы быта эвенков
#2
Эвенкийский календарь (аксан)
#15
В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранится эвенкийский аксан. Он был изготовлен в ХХ веке и представляет собой современный вариант календаря. Семь дырочек соответствуют семи дням недели: с понедельника по воскресенье.

В комплекте была деревянная палочка на веревке. Каждое утро ее переставляли в новое отверстие: так отслеживали, когда заканчивалась неделя.

Раньше эвенки были кочующим народом, поэтому их жизнь и восприятие времени зависели от времени года, а также от сезонов охоты и собирательства. Древние представители этой группы не использовали понятия «сутки», «неделя», «декада», а также деление на часы и минуты.

Год в традиционном представлении эвенков делился два обособленных периода — лет­ний («дюгани») и зимний («тугэни»), а также на тринадцать лунных месяцев. Их названия фиксировали сезонные перемены в природе и занятия, которые с ними были связаны. Например, «мучун» означал время, когда появляется хвоя на лиственницах, первая трава и распускаются почки. В месяц «иркин» исчезали комары и начиналась охота на оленя. В «гиравун» — месяц зимней охоты по насту — появлялась плотная корка снега.

Новый год у эвенков начинался с весны — самого важного сезона, когда природа оживала после холодов. Обычно в это время устраивали народные гулянья, которые длились три дня. Встречать весну собирались племена из разных районов. Гости пели, танцевали, водили хороводы и готовили угощения.

На празднике проходил особый обряд: провожали старое солнце и встречали новое. Чтобы поприветствовать теплый сезон, гости во главе с шаманом исполняли круговой танец.

Весну эвенки делили на три периода. Во время «нэлкэни» — ранней весны — начинали телиться олени. Затем наступала «нэвкени». Ее также называли «весна воды»: таял снег и появлялись проталины. В Забайкалье это происходило в мае. Во время «нэннэни» появлялась трава, распускались листья и птицы обычно возвращались с юга. Обычно этот период соответствовал июню.

Под влиянием русских соседей эвенкийский календарь стал более похожим на современный: уменьшилось количество месяцев и появились понятия недель и дней.
#3
Полное наименование: Эвенкийский календарь (аксан)
Техника: дерево, резьба
Размер: 20 см
Дата создания: ХХ век
Коллекция: Этнография
№ Госкаталога: 9985772
Место создания: Забайкальский край (Забайкальская область)
#4
Эвенкийская трубка
#16
В экспозиции Забайкальского краевого краеведческого музея представлена курительная трубка эвенков — умугун. Она создана в середине XX века. Ее корпус изготовлен из дерева, а чубук — наконечник — из кости. Внутри проходит металлический дымовой канал.

Практически все эвенки курили трубки. Листовой табак появлялся в этих местах из разных регионов. Западные группы, живущие между Енисеем и Леной, познакомились с ним от соседей, а северо-восточные племена — через русское население.

Вместе с табаком эвенки заимствовали ганзу — металлическую трубку с длинным мундштуком и маленьким чубуком, полым деревянным стержнем для курения. Позже их стали использовать только эвенкийские женщины.

Наряду с металлическими трубками использовали самодельные, деревянные. Среди эвенков их называли «омугун» или «умугун» и «умусун». Такие изделия состояли из чаши для табака, массивного, толстого чубука и вставного мундштука — части, которую прикладывали к губам.

В чашу плотно закладывали табак, а затем поджигали его, одновременно вдыхая и втягивая дым из мундштука. Трубку курили медленно, в зависимости от размера табачной камеры процесс мог занимать до 20 до 45 минут.

Эвенкийские трубки обычно имели очень маленькую чашу, поэтому их обычно курили недолго. Чаще всего использовали листовой трубочный табак без примесей, его заменяли лишь в редких случаях. Например, когда он кончался, эвенки могли курить кору деревьев, раздробленную на мелкие кусочки. Некоторые выскабливали из трубок нагар после курения, сохраняли его и позже смешивали с корой.

Большинство элементов курительной трубки изготавливали из корня, чаще всего — березового дерева. На охоте, в полевых условиях, эвенки вырезали изделие из веток и делали два небольших отверстия: для табака сверху и для курения снизу. Такую трубку из подручных материалов называли «нюкэмэ». Курить ее было неудобно: табак нужно было все время придерживать пальцем, поэтому после двух-трех затяжек ее выбрасывали.

Также эвенки жевали табак, но не нюхали его — этот способ не стал популярным.
#5
Полное наименование: Эвенкийская трубка
Дата создания: середина ХХ века
Размер: 8×2,5 см
Техника: дерево, кость, металл
Место создания: Забайкальский край (Забайкальская область)
#6
Эвенкийская шапка
#17
Эвенкийская шапка из коллекции музея изготовлена из шкуры гагары — небольшой водоплавающей птицы размером с маленького гуся. Длина ее тела составляет 58–73 сантиметров, а размах крыльев — 110–130 сантиметров. Гагара обитает в северных регионах, в том числе в Забайкалье.

В эвенкийской культуре существовал культ гагары — птицу особо почитали и часто изображали на одежде. Некоторые легенды гласили, что она участвовала в создании мира и помогала шаманам общаться с духами.

Исследователи предположили, что подобные перьевые головные уборы были частью обрядового костюма эвенков. Например, во время охоты, которая тоже сопровождалась ритуалами, мужчины надевали на голову мету — шкуру козы, косули или молодого оленя с рогами и ушами. Этим же термином восточные и западные эвенки называли обычные шапки.

У эвенкийского населения Забайкалья было множество различных головных уборов. Женщины носили капор — шапочку из цельной шкуры с лобной части оленя. В некоторых забайкальских регионах такие шапочки шили вплоть до 1930-х годов. Капоры украшали вышивкой из бисера и подвесками-кисточками. В Илимпийском районе, на территории современного Красноярского края, такие головные уборы надевали и мужчины.

Также эвенки носили шапки еще одного фасона — авун. Их шили из двух длинных продольных полос меха, которые закрывали уши, и одной короткой, покрывающей затылок и темя. На макушке было отверстие, через которое пропускали косы. Позже его начали зашивать овальным кусочком меха.

Кроме того, эвенки носили платки. Мужчины сворачивали их в жгут, оборачивали вокруг головы и завязывали сзади под волосами. Женщины покрывали ими затылок и завязывали концы на макушке. Зимой надевали теплую шерстяную шаль, которая защищала лицо и уши от суровых морозов.

Волосы эвенки не подстригали, поэтому они были очень длинными. Для удобства их связывали разными способами. Молодые девушки заплетали множество тонких косичек, а замужние женщины — две толстых косы. Со временем эвенки стали стричь волосы, и традиция стала исчезать.
#7
Полное наименование: Эвенкийская шапка
Техника: шкура гагары
Дата создания: ХХ век
Размер: 23×11 см
Место создания: Забайкальский край (Забайкальская область)
#9
Нагрудник семейского женского костюма
#18
Среди коренных народов Восточной Сибири были эвенки. Они произошли от смешения племен, которые в V–VII веках кочевали на территории Забайкалья и смешивались с другими племенами. До 1930-х годов их называли тунгусами, а позже распространился термин «эвенки» — от самоназвания группы.

В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея можно увидеть эвенкийское жилище, предметы быта и национальные костюмы. В том числе женский меховой нагрудник, украшенный тонкими полосками ткани и бисерной вышивкой. Его подвешивали на шею с помощью тесемок, прикрывая торс.

Главной особенностью эвенкийского костюма было большое количество составных элементов. Женщины носили кафтан, нагрудник, натазники, которые надевали на бедра, ноговицы — чулки из толстой шерсти — и зимнюю обувь, унты.

Традиция украшать грудь у эвенков сформировалась очень давно. Еще в древности на шее носили крупное металлическое украшение. Первое время нагрудники шили из меха и тонкой кожи оленя, козы и лося, а позже, в XVIII веке, стали использовать сукно.

Как и другие предметы одежды, их всегда декорировали. Ритуальный — бисерной вышивкой, а повседневный — узором из меховых полосок. Нижний край нагрудника с помощью белого волоса обшивали жгутиковым швом, а промежутки между стежками перекрывали краской. Сверху на орнамент добавляли полоски короткого черно-белого оленьего или собачьего меха и козьего меха с длинным ворсом.

Кроме того, женщины украшали одежду бахромой, металлическими фигурками и конским волосом. Существовали региональные различия в костюме. Исследователи отмечали, что эвенки, которые кочевали по территории Яблонового хребта (недалеко от территории современного города Чита) и Станового хребта (территория современной Республики Саха — Якутия) носили более скромный кафтан.
#8
Полное наименование: Нагрудник семейского женского костюма
Размер: 59×65 см
Техника: мех; шитье
Дата создания: ХХ век
№ Госкаталога: 5516238
Место создания: Забайкальский край (Забайкальская область)
#11
Птичка чипиче-чиче
#19
В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранится деревянная скульптура птицы. Она небольшая по размеру — ее высота составляет 13 сантиметров, а ширина — 8 сантиметров. Название фигурки «чипиче-чиче» с эвенкийского языка переводилось как «синичка».

Фигурка чипиче-чиче была оберегом: она охраняла ребенка от болезней и злых духов. Среди эвенкийских племен в Забайкалье существовал культ птиц. Их считали помощниками шамана в различных обрядах: лечения, добычи оленьих душ и охотничьей удачи и других.

Эвенки почитали ворона («оли»), орла («киран»), лебедя («гах»), гагару («укан»), чирковых уток («чиркони»), черного дятла («кирокта»), кукушку («ку-ку»), кулика («чук-чумо»), бекаса («олиптыкин») и синицу («чипиче-чиче»). Этих птиц категорически нельзя было убивать или употряблять в пищу.

Фигурку синицы эвенки часто клали в постель к новорожденному мальчику. На шестой или седьмой день жизни ребенка отец делал ему новую деревянную колыбель, если в хозяйстве не сохранилось старой, от других детей. Кроватку изготавливали из бересты и обшивали ровдугой — оленьей или лосиной шкурой.

Прежде чем положить ребенка в новую колыбель, в ней на протяжении трех дней хранили молоток и нож, чтобы мальчик был хорошим охотником. К ним добавляли деревянную фигурку птицы, чтобы новорожденный не болел.

Снаружи к изголовью и боковым краям крепили различные подвески. Каждая имела свое значение: передние нижние зубы копытного животного — чтобы новорожденный в будущем умело охотился; зубы медведя, лисицы, белки, горностая — чтобы ребенок легко лазил по горам и побеждал врагов. Фигурки людей, согласно поверьям, заменяли душу ребенка, когда та во время сна выходила путешествовать, охраняли и успокаивали малыша.

Подвески в виде жаб и лягушек предохраняли спящего от расстройства желудка, а монеты и кружки над изголовьем обозначали будущее богатство.

Если ребенок все-таки заболевал, несмотря на оберег чипиче-чиче, ему временно давали страшное имя, чтобы отпугнуть духа болезни. Чаще всего — в честь земноводных или насекомых.
#10
Полное наименование: Птичка чипиче-чиче
Техника: дерево, резьба
Коллекция: Этнография
Дата создания: XX век
Размеры: 13×8×2 см
#13
Детский костюм забайкальских эвенков
#20
В коллекции краевого краеведческого музея хранится детский эвенкийский костюм, созданный в конце XIX века. Он изготовлен из бежевой замши — тонкой оленьей или лосиной шкуры. Благодаря специальной технологии выделки, материал был мягким и податливым, а его поверхность приобретала бархатистую текстуру.

Эвенки — коренной народ Восточной Сибири, который проживает на территории Забайкалья. До 1930-х годов их называли также тунгусами.

Летом и ранней осенью в эвенкийских племенах дети ходили голыми и босыми. В XIX веке в регион стали привозить ткань, и тогда мастерицы начали шить им рубашки и платья. Детский костюм был похож на одежду взрослых, различались только украшения и подвески — их переносили с колыбели ребенка. Для более холодной погоды изготавливали унты — теплые сапоги с расширенным кверху голенищем. Спереди их пришивали к поясу рубашки.

Зимой, во время кочевки, детей одевали в меховую одежду с зашитыми внизу рукавами и капором — широким капюшоном. Поверх тонких и коротких унт надевали вторую пару — высокие меховые сапоги для лучшей защиты от сурового мороза.

В эвенкийской культуре существовали строгие традиции, связанные с младенцами. Например, до двух лет детям не подстригали волосы, и до трех — не мыли. Позже после каждой стрижки волосы сохраняли. Некоторые племена подстригали их в определенном порядке, предварительно намочив волосы в воде с золой.

Детям давали имена, связанные с местом рождения, погодой, которая была в тот день, или чертами их характера. Например, Каёча — имя для мальчика, родившегося рядом с озером Каё, а Гарпакча — для того, кто появился на свет на рассвете. Гарпан в переводе с эвенкийского языка означал «луч».

Младенцев, которые много плакали, называли Соночо. Если во время родов шел первый мокрый снег — «либаэ» — девочку называли Либгэрик.

На костюмы им нашивали небольшие человеческие фигурки. Эвенки верили, что во время сна душа отправлялась в путешествие. Украшения на одежде защищали ребенка и оберегали его тело от злых духов.
#12
Полное наименование: Детский костюм забайкальских эвенков
Дата создания: конец XIX века
Техника: замша, хлопчатобумажная ткань, металл; шитье
Коллекция: Этнография
Размер: Кафтан высота — 67 см, ширина — 33 см; шапка — 23×63 см
Место создания: Забайкальский край (Забайкальская область)
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Одежда и предметы быта эвенков

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%