Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этнография Забайкалья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шаманка

Время создания
XIX век
Место создания
Забайкальская область
Размер
160x60x60 см
Техника
шитье, вышивка, литье, ковка
1
Открыть в приложении
#2
Скульптура с бубном из экспозиции краеведческого музея не только дает представление о том, как выглядел шаман, но и отражает представления коренных народов Забайкалья об устройстве Вселенной.

По их мнению, Вселенная делилась на три мира, располагавшихся в строгой иерархии: верхний небесный, средний земной и нижний подземный. Каждый из них населяли тэнгри — духи. Они соседствовали с человеком, населяя озера, леса, реки и горы.

Во главе всех божеств был дух-хозяин Верхнего мира. У тунгусских народов это был Буга. Он играл главную роль в жизни человека: давал ему еду, тепло, отвечал за то, чтобы в лесу было много диких животных и домашнее стадо приносило потомство. Также Буга следил за погодой, устраивал дождь, засухи и устанавливал нравственные законы.

Буряты тоже почитали небо. По их представлению верховным божеством было Хухэ мунхэ тэнгри — «Вечное синее небо», которое видело все, что происходит на земле.

Посредниками между божествами и людьми служили шаманы. Ими могли стать только те, у кого в роду были предки-шаманы. Считалось, что дар передавался по наследству: по отцовской или материнской линии, иногда минуя целые поколения. Также шаманские корни делились на «белые» и «черные». Первые служили светлым, добрым божествам, вторые — злым.

Кроме того, у каждого шамана были духи-помощники и духи-покровители, с которыми он общался во время камлания — сакрального ритуала. От их количества зависело могущество шамана, ведь каждый из них наделял его особыми знаниями и возможностями.

Чаще всего духов-помощников представляли в виде диких зверей, птиц, рыб. На костюме шаманки из коллекции музея висят металлические подвески разных форм, а также плетеные накладки из ткани и кожи — это символические изображения духов.

Духами-покровителями обычно становились души умерших предков шамана, от которых он наследовал свой дар. Их на костюме символизировали личины — небольшие изображения человеческих лиц.

Даже если человек обладал даром, он должен был пройти специальный обряд, чтобы стать шаманом. В зависимости от уровня посвящения, он мог проводить разные ритуалы и использовать: бубен, трости и оружие, которое помогало ему в сражениях со злыми духами за души людей. За жизнь шаманы могли пройти до девяти посвящений.
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шаманка

Время создания
XIX век
Место создания
Забайкальская область
Размер
160x60x60 см
Техника
шитье, вышивка, литье, ковка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%