Скульптура с бубном из экспозиции краеведческого музея не только дает представление о том, как выглядел шаман, но и отражает представления коренных народов Забайкалья об устройстве Вселенной.
По их мнению, Вселенная делилась на три мира, располагавшихся в строгой иерархии: верхний небесный, средний земной и нижний подземный. Каждый из них населяли тэнгри — духи. Они соседствовали с человеком, населяя озера, леса, реки и горы.
Во главе всех божеств был дух-хозяин Верхнего мира. У тунгусских народов это был Буга. Он играл главную роль в жизни человека: давал ему еду, тепло, отвечал за то, чтобы в лесу было много диких животных и домашнее стадо приносило потомство. Также Буга следил за погодой, устраивал дождь, засухи и устанавливал нравственные законы.
Буряты тоже почитали небо. По их представлению верховным божеством было Хухэ мунхэ тэнгри — «Вечное синее небо», которое видело все, что происходит на земле.
Посредниками между божествами и людьми служили шаманы. Ими могли стать только те, у кого в роду были предки-шаманы. Считалось, что дар передавался по наследству: по отцовской или материнской линии, иногда минуя целые поколения. Также шаманские корни делились на «белые» и «черные». Первые служили светлым, добрым божествам, вторые — злым.
Кроме того, у каждого шамана были духи-помощники и духи-покровители, с которыми он общался во время камлания — сакрального ритуала. От их количества зависело могущество шамана, ведь каждый из них наделял его особыми знаниями и возможностями.
Чаще всего духов-помощников представляли в виде диких зверей, птиц, рыб. На костюме шаманки из коллекции музея висят металлические подвески разных форм, а также плетеные накладки из ткани и кожи — это символические изображения духов.
Духами-покровителями обычно становились души умерших предков шамана, от которых он наследовал свой дар. Их на костюме символизировали личины — небольшие изображения человеческих лиц.
Даже если человек обладал даром, он должен был пройти специальный обряд, чтобы стать шаманом. В зависимости от уровня посвящения, он мог проводить разные ритуалы и использовать: бубен, трости и оружие, которое помогало ему в сражениях со злыми духами за души людей. За жизнь шаманы могли пройти до девяти посвящений.
По их мнению, Вселенная делилась на три мира, располагавшихся в строгой иерархии: верхний небесный, средний земной и нижний подземный. Каждый из них населяли тэнгри — духи. Они соседствовали с человеком, населяя озера, леса, реки и горы.
Во главе всех божеств был дух-хозяин Верхнего мира. У тунгусских народов это был Буга. Он играл главную роль в жизни человека: давал ему еду, тепло, отвечал за то, чтобы в лесу было много диких животных и домашнее стадо приносило потомство. Также Буга следил за погодой, устраивал дождь, засухи и устанавливал нравственные законы.
Буряты тоже почитали небо. По их представлению верховным божеством было Хухэ мунхэ тэнгри — «Вечное синее небо», которое видело все, что происходит на земле.
Посредниками между божествами и людьми служили шаманы. Ими могли стать только те, у кого в роду были предки-шаманы. Считалось, что дар передавался по наследству: по отцовской или материнской линии, иногда минуя целые поколения. Также шаманские корни делились на «белые» и «черные». Первые служили светлым, добрым божествам, вторые — злым.
Кроме того, у каждого шамана были духи-помощники и духи-покровители, с которыми он общался во время камлания — сакрального ритуала. От их количества зависело могущество шамана, ведь каждый из них наделял его особыми знаниями и возможностями.
Чаще всего духов-помощников представляли в виде диких зверей, птиц, рыб. На костюме шаманки из коллекции музея висят металлические подвески разных форм, а также плетеные накладки из ткани и кожи — это символические изображения духов.
Духами-покровителями обычно становились души умерших предков шамана, от которых он наследовал свой дар. Их на костюме символизировали личины — небольшие изображения человеческих лиц.
Даже если человек обладал даром, он должен был пройти специальный обряд, чтобы стать шаманом. В зависимости от уровня посвящения, он мог проводить разные ритуалы и использовать: бубен, трости и оружие, которое помогало ему в сражениях со злыми духами за души людей. За жизнь шаманы могли пройти до девяти посвящений.