Этот календарь относится ко второй половине XIX века. Он висел в крестьянском доме в селе Абатском Тюменской области. Календарём заведовал глава семьи: он знал всю символику, и стоило хозяину взглянуть на него, он понимал, какой праздник грядет и какие работы положено делать
#4
Автор неизвестен
Календарь крестьянский
#5
#2
Применение
#6
Обычно крестьянский календарь мастерили из дерева. Для этого брали четырёхгранный брусок и делали на нём насечки. Календарь обязательно содержал самые важные религиозные и семейные праздники: дни поминовения святых, в честь которых были названы окрестные церкви и храмы, даты крещения детей. Его использовали много лет и передавали из поколения в поколение. Чем старше календарь, тем больше знаков на нём было вырезано.
#7
Карп Логиновский в 1902 году в очерке «О быте казаков Восточного Забайкалья» писал:
«Прежде употреблялись деревянные календари или народные святцы, в настоящее время исчезнувшие в народном обиходе. Они когда-то были настольной книгой. Эти календари играли важную роль в обыденной жизни забайкальцев, служили указателями праздников, постов, именин; ими руководствовались и для определения времени полевых работ».
#9
Зарубки
#8
Зарубками на календаре обозначали числа, а праздники и памятные дни отмечали разнообразными знаками или начальными буквами. Например, изображение всадника на коне символизировало Юрьев день — время, когда помещики рассчитывались с крепостными, а ещё именно в этот праздник крестьяне могли законно оставить свою землю и уйти к другому землевладельцу. Вырезанный на календаре знак сохи означал праздник Еремея Запрягальника. В этот день, первого мая по старому стилю, начинались посевные работы.
#10
Пётр Пежемский, летописец города Иркутска, вспоминал:
«Я спросил хозяина: что это у него за вещь? «Родимой! — Отвечал мужик, — это наши домашние святцы! Мы люди неграмотные, а тут кое-чего разумеем! Это, батюшка, у нас святцы наследственные, достались от дедушки. Старики-то, родимой, носили их с собою в ухожья (в даль лесов), когда отправлялись надолго промышлять белку и другого зверя. Они были богомольные, чтобы и в лесу не забыть великого праздника, в который бы не работать и не прогневать Господа».
#3
Когда календарь стирался, с него делали копию. В первой трети ХХ века деревянные календари постепенно вышли из употребления — на смену им пришли бумажные.
#11
Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е.Клера
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Календарь крестьянский
Время создания
1869 год
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться