Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кадильница

Размер
16x23x10 см
Техника
бронза
3
Открыть в приложении
#2
Кади́ло, кади́льница, кади́льник — изначально один из священных сосудов храма, употребляемый для курения фимиа́ма — ароматической смолы, благовония, сжигаемого при христианских богослужениях.

Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Ветхий Завет. Книга Исход. Глава 30, стихи 1–9). 
#4

История каждения

#5
Каждение совершается во время молитвы с апостольских времён. Христиане стали использовать кадила в богослужении начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера, изначально крышки не имела. 

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
#7

Виды

#6
Кацея́, кация́, кацья́ (ст. слав.) — разновидность кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XV веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками. Каждение икон мирянами с помощью ручных кадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства.
#8
Использование кацеи
После раскола в Русской православной церкви в середине XVII века кацея употреблялась старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.
#9
За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона.

«Златоструй», 1912, № 7

#10
Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности.

«Церковь», 1912, № 35

#11
Безпоповское традиционное название кацеи — кадильница. Исследователи так описывают Выговские кадильницы: они не имели креста на верхней крышке, а вырезы на ней, в виде сердца, отличались от современных тем, что они были острием обращены вверх. В верхней крышке кадильницы имеются 3 крупных отверстия в форме сердца (чаще их делают просто круглыми), еще 9 малых отверстий по числу чинов ангельских, и еще по 4 с трех сторон по числу 12 апостолов. Такие кадильницы сохранились в употреблении у филипповцев.
#12
Кадило. XIX век. Россия
Кади́ло — (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) — металличекий сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
#17
Кадило — металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония. Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.
#14

Ботафумейро. Собор Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Ботафумейро — самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями (tiraboleiros) в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.
#16

Паникадило. Кафедральный собор. г. Южно-Сахалинск (Россия)

Паникадило — большая свечная люстра или канделябр в храме.
#19

Принцип действия и значение

#26
Ладан, расположенный в кадильнице
В кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев — ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.
#13
Каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Книга Товита. Глава 8, стихи 2–3), славу Божию (2-я книга Паралипоменон глава 5 стихи 5:14), а идущий вверх дым от кадильницы, — вознесение молитв к Богу (Псалтырь. Псалом 140:2).

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество, сожигающее и согревающее, изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу.
#20

Для чего нужен ладан?

#21
Традиция применения ладана в богослужебной практике и в домашнем обиходе относится к древнейшим временам. Так, купцы Израильтяне вместе с Иосифом везли на продажу в Египет бальзам и ладан. Воскурения ладана в Иерусалимском храме было обязательным условием служения Богу. А в Евангелии ладан, вместе с золотом и смирной принесли в дар Господу Иисусу Христу волхвы с востока.
#22
Ладан: дерево и смола
Также ладан широко используется в парфюмерии, ароматерапии и косметике. Кроме того, из ладана изготовляют ароматические масла. Применяют ладан и в медицине в виде добавки к мазям. Ладан успокаивает нервную систему.
#23

Виды каждения

#24
Богослужебное каждение бывает полным, когда диакон, пресвитер или епископ (священники разных чинов — от низшего к высшему) с кадилом обходит весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящим людям с амвона- специального сооружения в христианском храме, предназначенном для чтения Священного Писания, произнесения проповедей.
#25
Каждение в храме

Когда каждение совершается перед священными предметами — иконами, храмом, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающие честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. 

#28
По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.
#27
читать дальшескрыть

Кадильница

Размер
16x23x10 см
Техника
бронза
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%