Николай Карякин (1921—1990) переехал в Калининград из Москвы после учебы во Всероссийском государственном институте кинематографии. Хотя по специальности он был художником кино, больше всего его занимала станковая живопись. Не исключено, что на творчество Карякина повлиял один из его институтских наставников — живописец Юрий Пименов, который вошел в историю искусства как «реалистический импрессионист». С Карякиным их роднит оптимистический настрой в изображении современных тружеников и лирическая трактовка темы. Николай Карякин (1921—1990) переехал в Калининград из Москвы после учебы во Всероссийском государственном институте кинематографии. Хотя по специальности он был художником кино, больше всего его занимала станковая живопись. Не исключено, что на творчество Карякина повлиял один из его институтских наставников — живописец Юрий Пименов, который вошел в историю искусства как «реалистический импрессионист». С Карякиным их роднит оптимистический настрой в изображении современных тружеников и лирическая трактовка темы.
#5
Карякин Н.П.
К родным берегам
#7
#8
Пименов принадлежал к старшему поколению советских художников, а потому не раз подвергался гонениям со стороны советского руководства. Становление же Карякина пришлось на годы хрущевской оттепели, когда за новаторские художественные решения мастера уже не преследовались так активно, как раньше. Во многом по этой причине художнику удалось реализоваться не только творчески. В Калининграде он стал одним из лидеров местного отделения Союза художников и немало сделал для развития региональной художественной сцены.
#9
Николай Карякин. Пейзаж. 1950-е годы. Частная коллекция. Источник: commons.wikimedia.org.
#10
Картину «К родным берегам» Карякин создал по мотивам поездок по Калининградскому краю. В шестидесятые годы художник много путешествовал по региону, изучал его природу и наблюдал будни местных рабочих. Довелось ему увидеть и Атлантический океан — Карякин несколько раз участвовал в экспедициях с рыбаками. Его завораживал быт моряков, атмосфера прибалтийских портов и трудовые будни рабочих флота.
#11
В работе «К родным берегам» сильно лирическое начало. Во многом она написана с ориентацией на так называемый «суровый стиль» — очень востребованное направление в советской живописи 1950-1960-х. Оно появилось как противовес исполненному фальши соцреализму сталинского периода. Карякин не был представителем «сурового стиля» в прямом смысле слова, но он чувствовал эстетический язык эпохи.
#12
Николай Карякин. На промысле. 1960-е годы. Частная коллекция. Источник: commons.wikimedia.org.
#13
В работе над картиной художник отказался от идеализации трудовой жизни и обратил внимание на ее повседневную сторону, в которой обнаружил свою поэзию. Герои его произведения — обычные моряки, которые провели немало времени вдали от дома. Карякин намеренно выбрал сдержанный колорит, передающий атмосферу морских будней. Также он акцентировал внимание зрителя на свето-воздушной среде, позволил ему почувствовать морской воздух. Неспроста некоторые специалисты называют «суровый стиль» импрессионизмом соцреализма.
#14
КОМИИ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
К родным берегам
Время создания
1969 год
Размер
112x205 см
Техника
Холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться