Экспонат из коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представляет собой пример изразца с поливой, которые создавались в период XIII–XIV веков. Осколок керамической плитки лазурного цвета, который был обнаружен исследователями, имеет традиционную для того периода глазировку.
По мнению ученых, данный фрагмент керамики был расписан мастером вручную. При создании плитки он использовал затейливый растительный орнамент. В архитектуре Улус Джучи, более известной как Золотая Орда, в ситуации среднеазиатского влияния, такой узор стал традиционным.
Настенному оформлению зданий с помощью плитки были свойственны цветочные линейные орнаменты и композиции, а также растительные мотивы, которые повторялись будто бы бесконечно. При этом в то время на золотоордынских домах встречались и росписи, в которых авторы выделяли центральную фигуру. Это могли быть листья или стебли. Кроме того, ремесленники могли нанести на плитку геометрический и эпиграфический виды орнамента. Такие способы декорирования были широко распространены.
Для первого из них было характерно наличие геометрических фигур, главным образом трех- или шестиугольных, а также орнамента, который составлялся ремесленниками из ромбов. Второй, эпиграфический, чаще использовался для обрамления композиции и лишь в редких случаях нес основную смысловую нагрузку.
Распространение кашинной керамики в Золотой Орде было связано с использованием прозрачных глазурей, для которых требовалась светлая основа. Данный вид керамических плиток изготавливался из размолотой кремнистой породы, опоки, с добавлением клеящего состава.
В Средней Азии кашинная архитектурная керамика была известна еще с начала XII столетия, а появление ее в Золотой Орде можно рассматривать как следствие влияния хорезмийского керамического производства.
Постепенно в Золотой Орде было налажено собственное производство кашинной архитектурной керамики, которая базировалась на местном сырье. Изразцы в Улус Джучи изготавливались пленными русскими мастерами.
По мнению ученых, данный фрагмент керамики был расписан мастером вручную. При создании плитки он использовал затейливый растительный орнамент. В архитектуре Улус Джучи, более известной как Золотая Орда, в ситуации среднеазиатского влияния, такой узор стал традиционным.
Настенному оформлению зданий с помощью плитки были свойственны цветочные линейные орнаменты и композиции, а также растительные мотивы, которые повторялись будто бы бесконечно. При этом в то время на золотоордынских домах встречались и росписи, в которых авторы выделяли центральную фигуру. Это могли быть листья или стебли. Кроме того, ремесленники могли нанести на плитку геометрический и эпиграфический виды орнамента. Такие способы декорирования были широко распространены.
Для первого из них было характерно наличие геометрических фигур, главным образом трех- или шестиугольных, а также орнамента, который составлялся ремесленниками из ромбов. Второй, эпиграфический, чаще использовался для обрамления композиции и лишь в редких случаях нес основную смысловую нагрузку.
Распространение кашинной керамики в Золотой Орде было связано с использованием прозрачных глазурей, для которых требовалась светлая основа. Данный вид керамических плиток изготавливался из размолотой кремнистой породы, опоки, с добавлением клеящего состава.
В Средней Азии кашинная архитектурная керамика была известна еще с начала XII столетия, а появление ее в Золотой Орде можно рассматривать как следствие влияния хорезмийского керамического производства.
Постепенно в Золотой Орде было налажено собственное производство кашинной архитектурной керамики, которая базировалась на местном сырье. Изразцы в Улус Джучи изготавливались пленными русскими мастерами.