Распространение ислама в золотоордынском Поволжье с начала XIV века повлияло на развитие архитектуры и декора. Орнаментальный стиль Улус Джучи в первую очередь испытывал влияние мастеров Средней Азии, Закавказья и Ирана.
В то время в качестве основных элементов золотоордынского декора выступали мозаики и майолики. Они применялись в оформлении фасадов и интерьеров зданий, надгробий. Основу мозаик составляли отдельные элементы плиток из кашина — особой массы на основе кварцевого песка с добавлением глины. В городах Золотой Орды было налажено собственное производство кашинной поливной архитектурной керамики на местном сырье.
Элементы тщательно подгонялись друг к другу и собирались на гладких досках лицевой стороной вниз. Заливка обратной стороны набора осуществлялась жидким раствором гипса. Затем плиту прикрепляли на необходимое место.
Мозаики в основном использовались для облицовки порталов, арок, боковых стен пилонов, внутренних сводов куполов, больших плоскостей стен. Для золотоордынских мозаик характерно применение ультрамаринового, бирюзового, белого, желтого и красного цветов.
В архитектурном орнаменте растительного характера преобладал красный цвет. Растительные узоры в золотоордынских мозаиках были представлены побегами, которые образовывали живописные композиции и не имели повторений. Это особенность отличала их от среднеазиатских аналогов. На мозаиках, которыми оформляли карнизы или бордюры, чередовались растительные и геометрические узоры из разноцветных фрагментов.
Ученым удалось определить, что изразец, который представлен на выставке Волгоградского областного краеведческого музея, был использован при строительстве стен ханского дворца или мечети. Этот образец был найден во время совместной экспедиции Института археологии Академии наук СССР, МГУ и Сталинградского краеведческого музея под руководством Германа Алексеевича Фёдорова-Давыдова. Он являлся специалистом по восточной и русской средневековой нумизматике, археологии и истории Поволжья, а также Средней Азии.
В то время в качестве основных элементов золотоордынского декора выступали мозаики и майолики. Они применялись в оформлении фасадов и интерьеров зданий, надгробий. Основу мозаик составляли отдельные элементы плиток из кашина — особой массы на основе кварцевого песка с добавлением глины. В городах Золотой Орды было налажено собственное производство кашинной поливной архитектурной керамики на местном сырье.
Элементы тщательно подгонялись друг к другу и собирались на гладких досках лицевой стороной вниз. Заливка обратной стороны набора осуществлялась жидким раствором гипса. Затем плиту прикрепляли на необходимое место.
Мозаики в основном использовались для облицовки порталов, арок, боковых стен пилонов, внутренних сводов куполов, больших плоскостей стен. Для золотоордынских мозаик характерно применение ультрамаринового, бирюзового, белого, желтого и красного цветов.
В архитектурном орнаменте растительного характера преобладал красный цвет. Растительные узоры в золотоордынских мозаиках были представлены побегами, которые образовывали живописные композиции и не имели повторений. Это особенность отличала их от среднеазиатских аналогов. На мозаиках, которыми оформляли карнизы или бордюры, чередовались растительные и геометрические узоры из разноцветных фрагментов.
Ученым удалось определить, что изразец, который представлен на выставке Волгоградского областного краеведческого музея, был использован при строительстве стен ханского дворца или мечети. Этот образец был найден во время совместной экспедиции Института археологии Академии наук СССР, МГУ и Сталинградского краеведческого музея под руководством Германа Алексеевича Фёдорова-Давыдова. Он являлся специалистом по восточной и русской средневековой нумизматике, археологии и истории Поволжья, а также Средней Азии.