По заключению Владимира Ароновича Лившица, советского и российского лингвиста, название «хум» происходит от старого иранского слова, которое обозначало крупный глиняный сосуд, а также любую глиняную посуду, которая была приготовлена для обжига, кроме того, саму площадку, где происходил обжиг.
Такие значения засвидетельствованы для слова xumb в языке жителей долины Ягноб в Таджикистане. Они также могут отражать семантику этого слова в согдийском языке, который считается предком ягнобского, а также в некоторых других восточноиранских языках.
Наиболее древнее употребление слова «хум» было зафиксировано в документе II века до н. э., который был найден в районе руин города Ниса на территории современного Туркменистана. По мнению Владимира Ароновича Лившица, востоковедов Михаила Михайловича Дьяконова и Игоря Михайловича Дьяконова, которые изучали документы, в этом случае слово использовалось в значении меры емкости для жидкостей.
Археолог Михаил Евгеньевич Массон ввел уточнение. Он полагал, что это была мера емкости вина, поскольку документы, которые были найдены в Нисе, глиняные черепки с парфянскими надписями, характеризовали сборы налогов с податных виноградников.
В настоящее время слово «хум» обозначает крупные сосуды для хранения запасов продуктов. Это может быть как вино и вода, так и зерно. Термин распространен на Ближнем и Среднем Востоке среди тюркоязычных и ираноязычных народов.
Мастера изготавливали хумы в большинстве своем на гончарном круге медленного вращения. Обычно создавались две или три части по нужной величине, которые потом соединялись. После происходила присушка и обжиг в специальных керамических печах. В днищах некоторых хумов еще до обжига делались отверстия круглой палочкой. Они улучшали циркуляцию воздуха и не давали зерну отсыреть и заплесневеть.
Хумы использовались в золотоордынских городах. Их примерно на 2/3 высоты закапывали в землю, благодаря чему в них сохранялась низкая температура. У одного из сосудов из собрания музея на боковой поверхности сохранился оттиск именного штампа мастера.
Такие значения засвидетельствованы для слова xumb в языке жителей долины Ягноб в Таджикистане. Они также могут отражать семантику этого слова в согдийском языке, который считается предком ягнобского, а также в некоторых других восточноиранских языках.
Наиболее древнее употребление слова «хум» было зафиксировано в документе II века до н. э., который был найден в районе руин города Ниса на территории современного Туркменистана. По мнению Владимира Ароновича Лившица, востоковедов Михаила Михайловича Дьяконова и Игоря Михайловича Дьяконова, которые изучали документы, в этом случае слово использовалось в значении меры емкости для жидкостей.
Археолог Михаил Евгеньевич Массон ввел уточнение. Он полагал, что это была мера емкости вина, поскольку документы, которые были найдены в Нисе, глиняные черепки с парфянскими надписями, характеризовали сборы налогов с податных виноградников.
В настоящее время слово «хум» обозначает крупные сосуды для хранения запасов продуктов. Это может быть как вино и вода, так и зерно. Термин распространен на Ближнем и Среднем Востоке среди тюркоязычных и ираноязычных народов.
Мастера изготавливали хумы в большинстве своем на гончарном круге медленного вращения. Обычно создавались две или три части по нужной величине, которые потом соединялись. После происходила присушка и обжиг в специальных керамических печах. В днищах некоторых хумов еще до обжига делались отверстия круглой палочкой. Они улучшали циркуляцию воздуха и не давали зерну отсыреть и заплесневеть.
Хумы использовались в золотоордынских городах. Их примерно на 2/3 высоты закапывали в землю, благодаря чему в них сохранялась низкая температура. У одного из сосудов из собрания музея на боковой поверхности сохранился оттиск именного штампа мастера.