Изразцы — керамические плитки, которыми облицовывали стены, камины, печи. С тыльной стороны они имеют коробчатый выступ (румпу) для крепления. Изразцы различаются по способу оформления лицевой стороны: они могут быть как гладкими, так и трехмерными, поливными (покрытыми белой или цветной глазурью или эмалью) или неглазурованными (терракотовыми). Первые изразцы были похожи на обычные горшки и миски, в некоторых случаях покрывались глазурью. В конце XIII — начале XIV века в Венгрии, Чехии и Словакии появились пластинчатые изразцы. Изразец XV–XVI веков с обратной стороны представлял собой «ящик» со стенками, слегка скошенными внутрь. В конце XVI века коническая румпа была заменена на фигурную, с отверстиями для проволоки, что позволило устанавливать ряды изразцов.
Терракотовый изразец с изображением грифона — одно из изделий московских гончаров XVI века. В конце 1940-х и в 1950-х годах на территории Гончарной слободы, в Заяузье и в Зарядье близ Кремля, проходили археологические исследования экспедиции Музея истории и реконструкции Москвы (ныне — Музей Москвы). Среди разнообразных находок из металлов, дерева, стекла, кожи самыми массовыми были предметы из глины — изделия московских гончаров. Они и положили начало обширной изразцовой коллекции Музея Москвы.
Самыми ранними из найденных изделий были так называемые терракотовые или красноглиняные изразцы, которые начали производить в Москве уже в XVI веке. Ими облицовывали «зеркала» — то есть передние стенки — московских печей в домах зажиточных горожан. Исследователь русского изразцового искусства Сергей Маслих утверждал, что терракотовые изразцы впервые начали вырабатывать именно в Москве. Каждый печной изразец имел свой отдельный рисунок, заключенный в рельефную рамку. Лицевая поверхность изразцов богато орнаментировалась, на ней воспроизводились различные сюжеты: реальные и фантастические животные, звери и птицы, скачущие всадники и батальные сцены, растительные и геометрические узоры.
Также в коллекции музея находятся традиционные геральдические изразцы с двуглавым орлом и разнообразными узорами из акантов, пальметт и диковинных растений, изразцы по мотивам популярных литературных произведений и многие другие.