В коллекции Музея Москвы представлен зоотроп — устройство для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции, то есть инерции человеческого зрения.
Подобное экспонату устройство было изобретено в 1834 году англичанином Уильямом Джорджем Хорнером. До середины XIX столетия оно не пользовалось большой популярностью, однако с 1860-х годов патенты на его изобретение были получены одновременно в Великобритании и Америке, и именно американский разработчик Уильям Линкольн дал ему название Zoetrope. Однако стоит сказать, что упоминания о подобном приборе встречаются еще в китайских летописях от 180 года н. э. Зоотроп является трансформацией фенакистископа Жозефа Плато.
Устройство представляет собой картонный барабан, открытый сверху и помещенный на подставку со стержнем, которая позволяет барабану вращаться. В верхней части барабана расположены узкие вертикальные прорези. Внутрь помещаются бумажные или картонные ленты с изображениями. Вращение барабана позволяет зрителю наблюдать иллюзию движения статических изображений: чем быстрее он вращается, тем плавнее движение. Картинки не сливались между собой как раз благодаря вертикальным прорезям. Подобные зоотропы заставляют изображения при просмотре казаться чуть тоньше, чем они есть на самом деле.
Пять бумажных лент, поступивших в музей в комплекте с устройством, выполнены по эскизам художника С. Мау и имеют изображения с обеих сторон. Сюжеты на них довольно просты: женщина, кормящая петуха и курицу / девочка, прыгающая через скакалку; вальсирующая пара / человек с танцующим медведем; человечек в котелке, прыгающий через мяч / человек, бегущий под зонтом; клоун, жонглирующий мячом / человек, жонглирующий своей головой; мальчик верхом на игрушечной лошадке / танцующий человек в шляпе-цилиндре. Если представить себе, что бумажная лента бесконечна, а устройство линейно, то можно легко понять, что зоотроп — это в какой-то мере предшественник кинематографа, а бумажные ленты — предшественники кинопленки.