В коллекции Касимовского музея-заповедника хранится рельефный изразец — керамическая декоративная плитка, которую использовали на Руси для отделки дворцов и храмов, а также для облицовки печей.
Плитку изготавливали при помощи деревянных форм, в них заливали глину. Внешний вид изделия во многом зависел от мастерства резчика по дереву, который изготавливал резные формы.
Чаще всего плитка была красного оттенка, который получали естественным способом: глину обжигали в печи, а затем покрывали глазурью, чтобы поверхность блестела.
Изразец из коллекции музея использовали для облицовки стен гробницы Афган-Мухаммед султана, которая находится на территории старого татарского кладбища в Касимове.
Афган-Мухаммед был сыном Араб Мухаммад-хана, правителя древнего государства Хорезм в Центральной Азии. Цесаревич прибыл в Россию в 1622 году на службу — такой была официальная причина. Но существует и другая версия — что посол Иван Хохлов привез одиннадцатилетнего Афган-Мухаммеда в Россию, чтобы спасти его от старших братьев. Они убили отца и насильно захватили власть в Хиве — столице государства.
Цесаревич поселился в Москве, его со всеми почестями принял царь Михаил Федорович Романов. Афган-Мухаммед прожил в России всю жизнь и умер в 1648 году. Его решили похоронить на татарском кладбище в Касимове. Жена цесаревича заказала у рязанских мастеров мавзолей — небольшое прямоугольное сводчатое здание из красного кирпича. Его построили через год.
Архитектура гробницы представляла собой пример влияния русского зодчества на культуру касимовских татар. Вход в мавзолей расположен в западной стене. Он напоминал традиционные здания древней Руси: был богато украшен резными кирпичами и белокаменными деталями, а также изразцами.
В то же время над входом в рамке из профилированных кирпичей располагалась белокаменная доска с арабскими надписями. По углам здания располагались кирпичные полуколонны, пилястры и изразцы — их положили в три ряда, которые разделены горизонтальными валиками из тесаного кирпича.
Плитку изготавливали при помощи деревянных форм, в них заливали глину. Внешний вид изделия во многом зависел от мастерства резчика по дереву, который изготавливал резные формы.
Чаще всего плитка была красного оттенка, который получали естественным способом: глину обжигали в печи, а затем покрывали глазурью, чтобы поверхность блестела.
Изразец из коллекции музея использовали для облицовки стен гробницы Афган-Мухаммед султана, которая находится на территории старого татарского кладбища в Касимове.
Афган-Мухаммед был сыном Араб Мухаммад-хана, правителя древнего государства Хорезм в Центральной Азии. Цесаревич прибыл в Россию в 1622 году на службу — такой была официальная причина. Но существует и другая версия — что посол Иван Хохлов привез одиннадцатилетнего Афган-Мухаммеда в Россию, чтобы спасти его от старших братьев. Они убили отца и насильно захватили власть в Хиве — столице государства.
Цесаревич поселился в Москве, его со всеми почестями принял царь Михаил Федорович Романов. Афган-Мухаммед прожил в России всю жизнь и умер в 1648 году. Его решили похоронить на татарском кладбище в Касимове. Жена цесаревича заказала у рязанских мастеров мавзолей — небольшое прямоугольное сводчатое здание из красного кирпича. Его построили через год.
Архитектура гробницы представляла собой пример влияния русского зодчества на культуру касимовских татар. Вход в мавзолей расположен в западной стене. Он напоминал традиционные здания древней Руси: был богато украшен резными кирпичами и белокаменными деталями, а также изразцами.
В то же время над входом в рамке из профилированных кирпичей располагалась белокаменная доска с арабскими надписями. По углам здания располагались кирпичные полуколонны, пилястры и изразцы — их положили в три ряда, которые разделены горизонтальными валиками из тесаного кирпича.