Свадебное вышитое полотенце «Изгнание ада» конца XVIII века со сценой грехопадения Адама и Евы — уникальный памятник народного искусства, представленный в экспозиции Русского музея. В верхней части сохранилась интересная надпись:
Полотенце «Изгнание ада»
Время создания
конец XVIII века
Место создания
Орёл
Размер
64x246 см
Техника
лен, полотно, строчка по перевити, мережка, плетение сцепное
2
Открыть в приложении#2
#9
Сие полотенце города Орла Петра Немытова дочери ево Праскове Петровна.
#10
В экспозиции представлен лишь один конец полотенца, второй убран и подшит, на нем отсутствует верхняя надпись.
В центре композиции в прямоугольном обрамлении из волнистого цветочного орнамента — изображение Древа познания, обвитого Змеем, обнаженные фигуры Адама и Евы и окружающие их и заполняющие все пространство райские животные.
Иконография сцены «Грехопадения» появляется на фресках, в гравированных Лицевых печатных Библиях, в религиозном лубке, в холмогорской скульптуре XVIII века, на ларцах-теремках. Предположительно, изображения зверей на полотенце были заимствованы из книги «Символы и эмблемата», изданной Петром I в 1705 году.
Вышивка выполнена белыми нитями по белому льняному полотну «строчкой по перевити». Вместо тамбурного шва каждое изображение обведено по контуру плотным настилом, выполненным толстыми рыхлыми нитями. О необычайном мастерстве вышивальщицы, создававшей это полотенце, говорят разнообразные швы-узоры, заполняющие детали изображений и создающие насыщенную, богатую и разнообразную фактуру вышивки: единорог «в яблоках», олень, змей, обвивающий Древо познания, листья, небесные светила — каждое изображение выполнено своим особым швом.
Вышитая часть отделена от кружевного края петлей и каймой, выполненной гладью. Фестоны сцепного кружева, украшающие концы полотенца, заполнены растительными узорами, выплетенными ровной тонкой полотняной тесьмой. Такие узоры из перевитых лент и цветов использовались в местном орловском кружеве в конце XVIII века.
Исходя из надписи можно предположить, что перед нами именно свадебное полотенце, однако композиция, размещенная на нем, не характерна для свадебных вышивок. Возможно, полотенце было вышито самой Прасковьей Петровной, однако говорить об ее авторстве стоит с осторожностью.
В центре композиции в прямоугольном обрамлении из волнистого цветочного орнамента — изображение Древа познания, обвитого Змеем, обнаженные фигуры Адама и Евы и окружающие их и заполняющие все пространство райские животные.
Иконография сцены «Грехопадения» появляется на фресках, в гравированных Лицевых печатных Библиях, в религиозном лубке, в холмогорской скульптуре XVIII века, на ларцах-теремках. Предположительно, изображения зверей на полотенце были заимствованы из книги «Символы и эмблемата», изданной Петром I в 1705 году.
Вышивка выполнена белыми нитями по белому льняному полотну «строчкой по перевити». Вместо тамбурного шва каждое изображение обведено по контуру плотным настилом, выполненным толстыми рыхлыми нитями. О необычайном мастерстве вышивальщицы, создававшей это полотенце, говорят разнообразные швы-узоры, заполняющие детали изображений и создающие насыщенную, богатую и разнообразную фактуру вышивки: единорог «в яблоках», олень, змей, обвивающий Древо познания, листья, небесные светила — каждое изображение выполнено своим особым швом.
Вышитая часть отделена от кружевного края петлей и каймой, выполненной гладью. Фестоны сцепного кружева, украшающие концы полотенца, заполнены растительными узорами, выплетенными ровной тонкой полотняной тесьмой. Такие узоры из перевитых лент и цветов использовались в местном орловском кружеве в конце XVIII века.
Исходя из надписи можно предположить, что перед нами именно свадебное полотенце, однако композиция, размещенная на нем, не характерна для свадебных вышивок. Возможно, полотенце было вышито самой Прасковьей Петровной, однако говорить об ее авторстве стоит с осторожностью.
#11
«Символы и эмблемата». 1705 год
#12
Подписи к животным: «елень» (олень), «пеликанъ», «иноро» (единорог), «велвудъ» (верблюд)
#13
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Полотенце «Изгнание ада»
Время создания
конец XVIII века
Место создания
Орёл
Размер
64x246 см
Техника
лен, полотно, строчка по перевити, мережка, плетение сцепное
2

Открыть в приложении
Поделиться