Антониев монастырь — один из древнейших монастырей, воздвигнутых в окрестностях Великого Новгорода в XII веке.
Источники расходятся в указании точной даты его основания: по данным Новгородской третьей летописи, это были 1116–1122 годы; в Новгородской первой летописи указаны 1117–1119 годы.
Крупные архитекторы-реставраторы и специалисты в области древнерусского зодчества Леонид Егорович Красноречьев и Григорий Михайлович Штендер внимательно исследовали этот комплекс и пришли к выводу, что его строительство велось в несколько этапов.
К древнейшим новгородским памятникам относится четырехстолпный трехнефный крестово-купольный храм Рождества Богородицы княжеского периода с примыкающим нартексом (западным притвором). У северо-западного угла расположена лестничная башня.
Остальные постройки более поздние: паперть и приделы были построены в XVII веке, кладовая и ризничная — в XVIII веке. Полусферические главки XII века в наше время закрыты луковичными, появившимися при перестройках в XVIII–XIX веках.
Среди соборных росписей сохранились фрески 1125 года — они украшают алтарную часть, предалтарные столбы, лестничную башню и проемы западной стены.
Остальную часть храма расписывали мастера артели Герасима Веригина в 1837 году.
По утверждению искусствоведа и художника-реставратора Владимира Дмитриевича Сарабьянова, фрески Рождествено-Богородичного собора вписываются в контекст византийской живописи эпохи Комнинов. Это время (XI–XII века) считается периодом расцвета искусства Византии.
Аналогичные черты Сарабьянов усматривает в росписях византийских провинций, в том числе Кипра.
Для этого письма характерны античное чувство гармонии, укрупненные формы, пластичность, экспрессия и одухотворенность образов, колористическая насыщенность.
Рождественский собор отличало богатое убранство. Уникальную фресковую живопись дополняли иконы, оклады богослужебных книг, тканые завесы, сосуды, использовавшиеся во время литургий, паникадила-хоросы и другая ценная утварь. Особая роль в оформлении интерьера храма принадлежала алтарной преграде.
Источники расходятся в указании точной даты его основания: по данным Новгородской третьей летописи, это были 1116–1122 годы; в Новгородской первой летописи указаны 1117–1119 годы.
Крупные архитекторы-реставраторы и специалисты в области древнерусского зодчества Леонид Егорович Красноречьев и Григорий Михайлович Штендер внимательно исследовали этот комплекс и пришли к выводу, что его строительство велось в несколько этапов.
К древнейшим новгородским памятникам относится четырехстолпный трехнефный крестово-купольный храм Рождества Богородицы княжеского периода с примыкающим нартексом (западным притвором). У северо-западного угла расположена лестничная башня.
Остальные постройки более поздние: паперть и приделы были построены в XVII веке, кладовая и ризничная — в XVIII веке. Полусферические главки XII века в наше время закрыты луковичными, появившимися при перестройках в XVIII–XIX веках.
Среди соборных росписей сохранились фрески 1125 года — они украшают алтарную часть, предалтарные столбы, лестничную башню и проемы западной стены.
Остальную часть храма расписывали мастера артели Герасима Веригина в 1837 году.
По утверждению искусствоведа и художника-реставратора Владимира Дмитриевича Сарабьянова, фрески Рождествено-Богородичного собора вписываются в контекст византийской живописи эпохи Комнинов. Это время (XI–XII века) считается периодом расцвета искусства Византии.
Аналогичные черты Сарабьянов усматривает в росписях византийских провинций, в том числе Кипра.
Для этого письма характерны античное чувство гармонии, укрупненные формы, пластичность, экспрессия и одухотворенность образов, колористическая насыщенность.
Рождественский собор отличало богатое убранство. Уникальную фресковую живопись дополняли иконы, оклады богослужебных книг, тканые завесы, сосуды, использовавшиеся во время литургий, паникадила-хоросы и другая ценная утварь. Особая роль в оформлении интерьера храма принадлежала алтарной преграде.