Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Инстинкт непоказного рыцарства»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Иллюстрация к рассказу «Рождество»

Время создания
1990
Место создания
Ленинград
Размер
23x17 см
Техника
тушь, акварель
1
Открыть в приложении
#8
Оказаться под Рождество в холодном загородном доме, понимая, что уже никогда сюда не вернется твой ребенок… Вряд ли думал Слепцов, что проведет Сочельник, разбирая бумаги, сачки и прочие принадлежности хитрого увлечения умершего сына. Кажется, никакой надежды нет, и жить больше незачем. Но даже тогда жизнь способна сотворить маленькое, почти незаметное чудо.
#5
Творческое содружество Г.А.В. Траугот образовано тремя художниками — Георгием Николаевичем Траугот и его сыновьями Александром и Валерием. Они начали работу в области детской иллюстрации в 1956 году. Первые книги художники иллюстрировали втроём (самая первая — «686 забавных превращений»). Рисунки подписывали, соответственно, тремя инициалами (Г.А.В. — Георгий, Александр, Валерий). После трагической гибели Г.Н.Траугота в 1961 году его сыновья, подразумевая развитие традиции, следуя выработанной вместе с отцом стилистике, словно работая с ним вместе, оставили его имя в общей подписи. После смерти Валерия в 2009 году из содружества остался один Александр.
Г.А.В.Траугот создали иллюстрации более чем в 200-а книгам. Книга «Владимир Набоков. Стихотворения, рассказы» была издана Ленинградским отделением издательства «Детская литература» в 1991 г.
#10

Прощание с первой любовью и родными берегами обозначено в автобиографическом романе В.В. Набокова шахматной партией, которую будущий автор разыгрывает с отцом на палубе под звуки пулеметной стрельбы, раздававшиеся с берега, пока торговое судно на манер шахматного слона зигзагами покидает бухту:

#11
…в марте Крым стал крошиться под напором красных, и началась эвакуация. На небольшом греческом судне «Надежда», с грузом сушеных фруктов возвращавшемся в Пирей, мы в начале апреля вышли из севастопольской бухты. Порт уже был захвачен большевиками, шла беспорядочная стрельба, ее звук, последний звук России, стал замирать, но берег все еще вспыхивал, не то вечерним солнцем в стеклах, не то беззвучными отдаленными взрывами, и я старался сосредоточить мысли на шахматной партии, которую играл с отцом (у одного из коней не хватало головы, покерная фишка заменяла недостающую ладью), и я не знаю, что было потом с Тамарой.
В.В. Набоков, «Другие берега»
#3
Игровые подробности этой партии нам, конечно же, не известны — зато безголовый конь и покерная фишка создают неповторимое художественное напряжение, метафорически изображая реальные последствия «триумфального шествия» революции.

Для отца писателя это был момент, когда рушились результаты всех тех усилий, которые он приложил, сделав однажды выбор, естественный для него — по зову сердца и чести — отказавшись от карьеры преподавателя в пользу публичной политической деятельности.

Весной-летом 1920 года, Берлин постепенно становился центром русской эмиграции. С этого времени в кругах эмигрантов здесь все больше заметны деятели партии кадетов — Иосиф Гессен, Август Каминка и Владимир Дмитриевич Набоков. Сюда после поражения Белой армии в гражданской войне будут стекаться солдаты и офицеры, для которых не оставалось выбора, покидать ли Россию под властью Советов — это были беженцы, для многих из которых, однако, война не была проиграна.

Русские люди разных, а подчас радикально разных, взглядов на жизнь в следующие три года образовали внутри Берлина пестрое сообщество не просто грамотных людей, но людей читающих — и в этих условиях конституционным демократам, к которым принадлежал и В.Д. Набоков, необходимо было создать свой печатный орган. Тут важно отметить, что в это время Владимир Дмитриевич, в отличие от своего бывшего соратника и лидера конституционных демократов Павла Милюкова, продолжал стоять на позициях необходимости продолжения вооруженной борьбы с Советами — и к лету 1920 года стал фактически руководителем ЦК партии кадетов.

В планах кадетов появляется издательство «Слово» — именно здесь увидят свет первые издания романов «Машенька», «Король, дама, валет» и «Защита Лужина», а также сборник рассказов «Возвращение Чорба» — тот корпус текстов, который утвердит Набокова как мастера русскоязычной прозы в изгнании. Также Владимир Дмитриевич с соратниками размышляют над идеей новой ежедневной газетой для русских эмигрантов. Это будет тот самый «Руль», куда младший Набоков будет присылать свои стихи. Сам Владимир Дмитриевич предлагал назвать газету «Долг»: короткое и емкое название должно было бы напоминать о верности России; в переписке кадетов сохранились свидетельства о том, что у старшего сына Владимира Дмитриевича была своя версия названия газеты, которая ежедневно на родном языке должна сообщать новости людям, потерявшим связь с родиной: Владимир Владимирович Набоков предлагал назвать новую газету — «Слеза».
#6

28 марта 1922 года В.Д. Набоков был убит в здании Берлинской филармонии во время заседания партии, защитив П.Н. Милюкова. Александр Куприн в ряду других знаменитых писателей, таких как Бунин и Мережковский, отозвался на смерть Владимира Дмитриевича некрологом, в котором сказал о нем так:

#12
Без обыденно-пышных фраз, но и без колебаний шел он туда, куда его влекли разум, совесть и инстинкт непоказного рыцарства. Таков он был при начальном выборе своего жизненного пути, отойдя далеко в сторону от широкой и легкой дороги, которую развертывали перед ним преимущества рода и личных крупных качеств. […] Я не беру на себя смелости говорить о В.Д. Набокове как о политическом деятеле. Но я знаю, что именно в редких людях такого духовного состава более всего и прежде всего нуждается наша отринутая Богом Родина. Поэтому нынешняя скорбь друзей и близких В.Д. Набокова — наша общая скорбь.
#13
В августе 1922 года в «Руле» появится стихотворение Владимира Владимировича Набокова, написанное после утраты отца:
#14
Молчи, не вспенивай души,
не расточай свои печали, —
чтоб слезы душу расцвечали
в ненарушаемой тиши.

Слезу — бесценный самоцвет —
таи в сокровищнице черной…
В порыве скорби непокорной
ты погасил бы тайный свет.

Блаженно-бережно таи
дар лучезарный, дар страданья, —
живую радугу, рыданья
неизречимые свои…

Чтоб в этот час твои уста,
как бездыханные, молчали…
Вот целомудрие печали,
глубин священных чистота.
22 августа 1922 г., Берлин
#15
Образ отца будет появляться в произведениях В.В. Набокова всю его жизнь, а роман «Другие берега», по мнению некоторых исследователей, будет написан с мыслью подарить отцу литературное бессмертие.
#16
читать дальшескрыть

Иллюстрация к рассказу «Рождество»

Время создания
1990
Место создания
Ленинград
Размер
23x17 см
Техника
тушь, акварель
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%