В экспозиции выставки представлена оборотная створка иконки-энколпиона «Крещение Господне» прямоугольной формы, окантованная тонким бортиком. На верхней кромке — два крепежных поперечных ушка с округлыми отверстиями. На нижней кромке — одно ушко. На створке изображена композиция Крещения. В центре — обнаженная фигура Христа. Слева — Иоанн Предтеча с жезлом в руке, справа — два ангела. Отливка тонкая, четкая.
Иконка найдена на Куликовом поле в селе Монастырщино в 1994 году. Прорисовка лицевой и нижней створок подобной иконки впервые опубликована в статье Степана Дмитриевича Нечаева, первого исследователя Куликова поля. Аналогичные изделия относят к новгородской ремесленной продукции конца XIII — начала XIV века.
Крещение Господне (или Богоявление) — один из древнейших праздников христианского календаря, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю).
Образы Богоявления передавали не только Крещение Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи, но и явление миру Сына Божия как одного из лиц Святой Троицы, о котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.
Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где Иисус изображен молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем в этом иконописном сюжете стало принято изображать Спасителя в более зрелом возрасте.
С XVI–XVII веков на иконах Крещения Господня начали изображать ангелов, стоящих на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана и обычно занимающих правую часть композиции. Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на голову Иисуса Христа. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем же наиболее популярными стали изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3:16).
Иконка найдена на Куликовом поле в селе Монастырщино в 1994 году. Прорисовка лицевой и нижней створок подобной иконки впервые опубликована в статье Степана Дмитриевича Нечаева, первого исследователя Куликова поля. Аналогичные изделия относят к новгородской ремесленной продукции конца XIII — начала XIV века.
Крещение Господне (или Богоявление) — один из древнейших праздников христианского календаря, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю).
Образы Богоявления передавали не только Крещение Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи, но и явление миру Сына Божия как одного из лиц Святой Троицы, о котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.
Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где Иисус изображен молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем в этом иконописном сюжете стало принято изображать Спасителя в более зрелом возрасте.
С XVI–XVII веков на иконах Крещения Господня начали изображать ангелов, стоящих на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана и обычно занимающих правую часть композиции. Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на голову Иисуса Христа. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем же наиболее популярными стали изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3:16).