В результате экспедиций, проходивших с 1967 по 1977 год по Саратовскому Поволжью, сотрудники Радищевского музея собрали уникальную коллекцию. В нее вошли интереснейшие произведения церковно-художественного искусства, принадлежавшие как большим православным церквям, так и маленьким домашним старообрядческим моленным.
Старообрядчество — это религиозное течение, возникшее после раскола русской православной церкви в середине XVII века. В это время патриарх московский Никон ввел ряд изменений в существовавший уклад. Например, были переписаны богослужебные книги, а крестное знамение постановили творить тремя перстами, то есть пальцами, вместо двух. Те, кто не согласился с нововведениями по греческому образцу, предпочли жить отдельно изолированными общинами, и их стали называть старообрядцами.
Большое число старообрядческих общин находилось в Саратовском крае. Крупнейшими старообрядческими центрами здесь стали города Аткарск, Вольск, Хвалынск. А поскольку последователи «исконного православия» занимались собирательством древних икон, то в их монастырях и моленных можно было обнаружить большие коллекции образов старой работы и древних религиозных рукописей. Икона с изображением святого преподобного Даниила Столпника происходит как раз из такой коллекции.
Даниил Столпник — христианский аскет, который в юности стал свидетелем подвига Симеона Столпника и решил последовать его примеру. Он поселился в окрестностях Константинополя на месте языческого капища, где ему пришлось претерпеть многие бесовские искушения. Воздвигнув высокий столп, Даниил много лет провел на нем в духовном подвиге.
На обороте иконы есть надпись, которая гласит, что образ был куплен в мастерской художников Михаила Ивановича Дикарева и Осипа Семёновича Чирикова, выходцев из Мстёры. Эти иконописцы и реставраторы начали работать в Москве в последней трети XIX века, они имели большие связи в старообрядческом мире. Видимо, здесь старообрядцы могли купить и древний «дониконовский» образ, как и в случае со «Святым Даниилом Столпником».
На иконе святой представлен в иноческом — монашеском — облачении, со свитком в руке — символом его назидательной миссии.
Старообрядчество — это религиозное течение, возникшее после раскола русской православной церкви в середине XVII века. В это время патриарх московский Никон ввел ряд изменений в существовавший уклад. Например, были переписаны богослужебные книги, а крестное знамение постановили творить тремя перстами, то есть пальцами, вместо двух. Те, кто не согласился с нововведениями по греческому образцу, предпочли жить отдельно изолированными общинами, и их стали называть старообрядцами.
Большое число старообрядческих общин находилось в Саратовском крае. Крупнейшими старообрядческими центрами здесь стали города Аткарск, Вольск, Хвалынск. А поскольку последователи «исконного православия» занимались собирательством древних икон, то в их монастырях и моленных можно было обнаружить большие коллекции образов старой работы и древних религиозных рукописей. Икона с изображением святого преподобного Даниила Столпника происходит как раз из такой коллекции.
Даниил Столпник — христианский аскет, который в юности стал свидетелем подвига Симеона Столпника и решил последовать его примеру. Он поселился в окрестностях Константинополя на месте языческого капища, где ему пришлось претерпеть многие бесовские искушения. Воздвигнув высокий столп, Даниил много лет провел на нем в духовном подвиге.
На обороте иконы есть надпись, которая гласит, что образ был куплен в мастерской художников Михаила Ивановича Дикарева и Осипа Семёновича Чирикова, выходцев из Мстёры. Эти иконописцы и реставраторы начали работать в Москве в последней трети XIX века, они имели большие связи в старообрядческом мире. Видимо, здесь старообрядцы могли купить и древний «дониконовский» образ, как и в случае со «Святым Даниилом Столпником».
На иконе святой представлен в иноческом — монашеском — облачении, со свитком в руке — символом его назидательной миссии.