Святой и великомученик Георгий — Георгий Победоносец — покровитель земли русской, храбрый и мужественный воин. Издревле он пользовался большой любовью и уважением. Его почитали великие князья и простые воины, крестьяне и ремесленники. Изображение Георгия как всадника с копьем, поражающего змея, украшало печать и герб Московского государства, его боевые знамена и хоругви с XV века.
В честь святого возводились храмы, а иконописцам заказывали житийные большие иконы. Но самым частым сюжетом образов было «Чудо святого Георгия» — общепринятый символ борьбы добра и несокрушимой веры со злом.
В житии Святого Георгия рассказывается о его непоколебимой вере в Бога, о том, как Господь приходил ему на помощь во время страшных пыток, которым подверг святого гонитель христиан Диоклетиан. А также описывает ряд чудес, творимых святым. В том числе и его победу над страшным змием, требующим человеческих жертв, и спасение им от смерти царевны Елисавы.
На данной иконе изображен сокращенный вариант сюжета. Торжествующий Георгий, облаченный в синие с золотом доспехи, запечатлен на вздыбленном вороном коне с развевающимся за плечами алым плащом. Он привстал на стременах и копьем пронзает пасть извивающегося крылатого змия, выползающего из пещеры. О том, что он совершил богоугодное и праведное дело, напоминает благословляющая Божья десница, изображенная в правом верхнем углу. Также алый крест на конце копья означает, что Георгий победил змия не воинской силой, но праведным христианским словом, «мечом духовным».
Кроме того, на иконе присутствуют святые мученики Косьма и Дамиан — врачеватели, святая Параскева Пятница и епископ Власий Севастийский — целитель животных.
В целом образ является домашним «иконостасом», составленным в соответствии с потребностями крестьянского обихода. Увеличение состава изображенных повлекло за собой некоторые изменения композиции рисунка: рука святого, высоко поднятая в традиционном изводе, здесь согнута вдвое, и сегмент неба с благословляющей дланью — значимым смысловым элементом изображения — выдвинут из правого угла ближе к центру.
Данный образ поступил в музей в 1922 году из Национального музейного фонда вместе с коллекцией икон XV–XVII веков — для формирования отдела древнерусского искусства. Все памятники происходили из частных московских собраний.
В честь святого возводились храмы, а иконописцам заказывали житийные большие иконы. Но самым частым сюжетом образов было «Чудо святого Георгия» — общепринятый символ борьбы добра и несокрушимой веры со злом.
В житии Святого Георгия рассказывается о его непоколебимой вере в Бога, о том, как Господь приходил ему на помощь во время страшных пыток, которым подверг святого гонитель христиан Диоклетиан. А также описывает ряд чудес, творимых святым. В том числе и его победу над страшным змием, требующим человеческих жертв, и спасение им от смерти царевны Елисавы.
На данной иконе изображен сокращенный вариант сюжета. Торжествующий Георгий, облаченный в синие с золотом доспехи, запечатлен на вздыбленном вороном коне с развевающимся за плечами алым плащом. Он привстал на стременах и копьем пронзает пасть извивающегося крылатого змия, выползающего из пещеры. О том, что он совершил богоугодное и праведное дело, напоминает благословляющая Божья десница, изображенная в правом верхнем углу. Также алый крест на конце копья означает, что Георгий победил змия не воинской силой, но праведным христианским словом, «мечом духовным».
Особенностью иконы является ее обогащение ликами избранных святых. Традиционное соединение в одном иконописном памятнике изображений воина Георгия и святителя Николая Чудотворца дополняется образом Пресвятой Богородицы.
Кроме того, на иконе присутствуют святые мученики Косьма и Дамиан — врачеватели, святая Параскева Пятница и епископ Власий Севастийский — целитель животных.
В целом образ является домашним «иконостасом», составленным в соответствии с потребностями крестьянского обихода. Увеличение состава изображенных повлекло за собой некоторые изменения композиции рисунка: рука святого, высоко поднятая в традиционном изводе, здесь согнута вдвое, и сегмент неба с благословляющей дланью — значимым смысловым элементом изображения — выдвинут из правого угла ближе к центру.
Данный образ поступил в музей в 1922 году из Национального музейного фонда вместе с коллекцией икон XV–XVII веков — для формирования отдела древнерусского искусства. Все памятники происходили из частных московских собраний.