Икона Святого благоверного князя Фёдора Муромского была в числе находок экспедиции Третьяковской галереи, проходившей в 1965 году по Владимирским землям. Во время этих исследований искусствоведам под руководством Надежды Всеволодовны Розановой в заброшенном храме в селе неподалеку от города Мурома удалось найти три ряда иконостаса XVII века.
Классический иконостас, называемый также «высоким русским», представляет собой стену из образов, расположенных в определенном порядке. Он призван отделять алтарную часть церкви от общего пространства. Обычно он состоит из пяти рядов (или чинов): местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.
Деисусный чин — это группа икон, в центре которых помещается Спас Вседержитель (или, с греческого, «Пантократор»), а справа и слева от него — иконы с изображением Богоматери и Иоанна Крестителя, за которыми следуют остальные главные святые.
Особенностью муромского иконостаса было то, что в нем преобладали русские и в заметном количестве местные святые. В том числе деисусный ряд, найденный столичными искусствоведами и переданный в саратовский музей, состоял из образов муромских князей: Петра, Фёдора и Михаила.
Фёдор — сын святого благоверного князя Константина, брат юного Михаила. По местному преданию, в XII веке муромцы еще были язычниками. Поэтому Константин, потомок святого Владимира, крестившего Русь, собрал в 1192 году в Киеве войско и осадил Муром. Он планировал мирным путем склонить местных жителей к новой религии и даже послал своего младшего сына Михаила на переговоры. Но муромцы не поверили чистосердечным намерениям князя, увидели в его поступке злой умысел и убили княжича. Когда же Константин с дружиной и старшим сыном Фёдором подошли к стенам города, осажденные сдались.
Впрочем, переломный момент в мировоззрении муромцев случился, когда они вооруженною толпой подошли к дому Константина, чтобы его убить. Тот бесстрашно выступил им навстречу без оружия с одной лишь иконой Богородицы в руках. Впечатлившись такой силой духа и верой в Бога, язычники смирились и приняли православие.
Классический иконостас, называемый также «высоким русским», представляет собой стену из образов, расположенных в определенном порядке. Он призван отделять алтарную часть церкви от общего пространства. Обычно он состоит из пяти рядов (или чинов): местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.
Деисусный чин — это группа икон, в центре которых помещается Спас Вседержитель (или, с греческого, «Пантократор»), а справа и слева от него — иконы с изображением Богоматери и Иоанна Крестителя, за которыми следуют остальные главные святые.
Особенностью муромского иконостаса было то, что в нем преобладали русские и в заметном количестве местные святые. В том числе деисусный ряд, найденный столичными искусствоведами и переданный в саратовский музей, состоял из образов муромских князей: Петра, Фёдора и Михаила.
Фёдор — сын святого благоверного князя Константина, брат юного Михаила. По местному преданию, в XII веке муромцы еще были язычниками. Поэтому Константин, потомок святого Владимира, крестившего Русь, собрал в 1192 году в Киеве войско и осадил Муром. Он планировал мирным путем склонить местных жителей к новой религии и даже послал своего младшего сына Михаила на переговоры. Но муромцы не поверили чистосердечным намерениям князя, увидели в его поступке злой умысел и убили княжича. Когда же Константин с дружиной и старшим сыном Фёдором подошли к стенам города, осажденные сдались.
Князь не принуждал язычников к принятию веры Христовой силой, но занимался их просвещением. Он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где похоронил своего погибшего сына Михаила, а вскоре воздвиг церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Впрочем, переломный момент в мировоззрении муромцев случился, когда они вооруженною толпой подошли к дому Константина, чтобы его убить. Тот бесстрашно выступил им навстречу без оружия с одной лишь иконой Богородицы в руках. Впечатлившись такой силой духа и верой в Бога, язычники смирились и приняли православие.
Так благоверный князь Константин «просветил народ весь крещением», в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави», в чем сын его Фёдор был ему ревностным помощником.