Экспедиция Государственной Третьяковской галереи 1965 года, прошедшая по землям Владимирской области, позволила обнаружить множество уникальных памятников художественно-религиозного искусства. В их числе иконостас из заброшенного храма села Тучково Селивановского района, недалеко от города Мурома. В его состав входила икона Святого Петра, находящаяся сейчас в коллекции музея.
Муромский иконостас сохранился лишь частично. До наших дней дошли только деисусный — главный ряд, а также праотеческий, содержащий образа ветхозаветных святых, предков Христа, и пророческий — с библейскими пророками со свитками.
Смысловое ядро деисуса, найденного московской экспедицией и переданного в саратовский музей, составляют пять образов: Господь Вседержитель, которому поклоняются Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. Они дополняются образами первоверховных апостолов — Петра и Павла.
Апостол Пётр был братом апостола Андрея и одним из двенадцати ближайших учеников и спутников Иисуса Христа. При их перечислении Пётр всегда стоит на первом месте.
Изначально его, рыбака из Капернаума, звали Симон. Но Сын Божий дал ему новое имя, сказав: «Ты Пётр, и на сем камне я создам церковь мою, врата ада не одолеют ее».
Став апостолом Христа, Пётр сопутствовал тому во всех путях его земной жизни, был одним из любимых учеников Иисуса. Однако в ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от своего Бога. Впрочем, позже Пётр искренне покаялся и был прощен Господом, который трижды просил Петра заявить о своей любви и преданности и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев Его. Кроме того, апостолу Петру были вручены ключи от рая.
На иконе Пётр изображен как средних лет мужчина с кудрявыми волосами, чуть тронутыми сединой, и небольшой бородой. Апостол развернут в три четверти, его правая рука простерта в молитвенном жесте, а в левой он держит ключи и свернутый свиток. Изображение самих ключей на иконе не сохранилось.
Склоненная голова, сдержанный и благоговейный жест руки напоминают о покаянном подвиге Петра, загладившего перед Христом свою вину долгим молитвенным, постническим, исповедническим трудом. Он облачен в темно-синий хитон — тунику, застегивающуюся на плече, и светлую прямоугольную накидку — гиматий, который, подобно древнеримским тогам, изысканно драпирует его фигуру ниспадающими складками.
Муромский иконостас сохранился лишь частично. До наших дней дошли только деисусный — главный ряд, а также праотеческий, содержащий образа ветхозаветных святых, предков Христа, и пророческий — с библейскими пророками со свитками.
Смысловое ядро деисуса, найденного московской экспедицией и переданного в саратовский музей, составляют пять образов: Господь Вседержитель, которому поклоняются Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. Они дополняются образами первоверховных апостолов — Петра и Павла.
Апостол Пётр был братом апостола Андрея и одним из двенадцати ближайших учеников и спутников Иисуса Христа. При их перечислении Пётр всегда стоит на первом месте.
Изначально его, рыбака из Капернаума, звали Симон. Но Сын Божий дал ему новое имя, сказав: «Ты Пётр, и на сем камне я создам церковь мою, врата ада не одолеют ее».
Став апостолом Христа, Пётр сопутствовал тому во всех путях его земной жизни, был одним из любимых учеников Иисуса. Однако в ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от своего Бога. Впрочем, позже Пётр искренне покаялся и был прощен Господом, который трижды просил Петра заявить о своей любви и преданности и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев Его. Кроме того, апостолу Петру были вручены ключи от рая.
На иконе Пётр изображен как средних лет мужчина с кудрявыми волосами, чуть тронутыми сединой, и небольшой бородой. Апостол развернут в три четверти, его правая рука простерта в молитвенном жесте, а в левой он держит ключи и свернутый свиток. Изображение самих ключей на иконе не сохранилось.
Склоненная голова, сдержанный и благоговейный жест руки напоминают о покаянном подвиге Петра, загладившего перед Христом свою вину долгим молитвенным, постническим, исповедническим трудом. Он облачен в темно-синий хитон — тунику, застегивающуюся на плече, и светлую прямоугольную накидку — гиматий, который, подобно древнеримским тогам, изысканно драпирует его фигуру ниспадающими складками.