Иона, митрополит Московский и всея Руси (как и митрополиты Алексий и Филипп) относился к разряду особо почитаемых святых в окрестностях Мурома. Образа этих святителей входили в главный — деисусный — ряд иконостаса, найденного одной из экспедиций Третьяковской галереи в середине прошлого века и переданного в саратовский музей.
Обычно в деисусном ряду склоненными к центральной фигуре Христа изображаются главные приближенные Богу: Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы. Ряд дополняется образами святых, наиболее чтимых создателями храма.
Святитель Иона родился в последней четверти XIV века недалеко от Солигалича в Костромской земле. С ранних лет он стремился к иночеству и послушанию, поэтому к двенадцати годам принял постриг в одном из галичских монастырей. Спустя время он перешел в Симонов монастырь в Москве и вскоре был поставлен епископом Рязанским и Муромским, где обратил в христианство многих язычников.
Поскольку в России все были против такого союза, то, без согласия константинопольского патриарха, властью собора русских епископов и великого князя, в митрополиты был избран и посвящен добродетельный Иона. Это случилось в 1448 году и означало утверждение Русской церковью своей автономии.
Иона, еще будучи епископом Рязани, принимал участие в борьбе князя Василия Тёмного с Дмитрием Шемякой, которого обличал в небогоугодных делах, а после и подверг отлучению.
Святитель был среди обороняющих Москву во время нашествия ногайского хана в середине XV века — обходил стены города крестным ходом с молитвой.
Главной стезей митрополита была защита православия и независимости Русской церкви, в которой он весьма преуспел и за которую был канонизирован спустя почти сто лет после смерти.
Обычно в деисусном ряду склоненными к центральной фигуре Христа изображаются главные приближенные Богу: Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы. Ряд дополняется образами святых, наиболее чтимых создателями храма.
Святитель Иона родился в последней четверти XIV века недалеко от Солигалича в Костромской земле. С ранних лет он стремился к иночеству и послушанию, поэтому к двенадцати годам принял постриг в одном из галичских монастырей. Спустя время он перешел в Симонов монастырь в Москве и вскоре был поставлен епископом Рязанским и Муромским, где обратил в христианство многих язычников.
После смерти митрополита Фотия Иона дважды избирался главой церкви, но Константинополь утверждал других: сначала Смоленского епископа Герасима, затем Исидора, родом болгарина. Первого сжег на костре литовский князь Свидригайло по подозрению в измене. Второго заточили в Чудов монастырь, поскольку Исидор, только что вернувшийся из Италии с Флорентийского собора, принял предложение Папы Римского по объединению православной и католической церквей под господством последней.
Поскольку в России все были против такого союза, то, без согласия константинопольского патриарха, властью собора русских епископов и великого князя, в митрополиты был избран и посвящен добродетельный Иона. Это случилось в 1448 году и означало утверждение Русской церковью своей автономии.
Иона, еще будучи епископом Рязани, принимал участие в борьбе князя Василия Тёмного с Дмитрием Шемякой, которого обличал в небогоугодных делах, а после и подверг отлучению.
Святитель был среди обороняющих Москву во время нашествия ногайского хана в середине XV века — обходил стены города крестным ходом с молитвой.
Главной стезей митрополита была защита православия и независимости Русской церкви, в которой он весьма преуспел и за которую был канонизирован спустя почти сто лет после смерти.