Когда иконописные мастерские при храмах и монастырях перестали удовлетворять народную потребность в иконах, на помощь пришла печатная индустрия. К концу XIX века стали производить все больше икон-подокладниц. Создавая такой образ, художники прописывали на доске только лик и руки, оставляя нетронутым прочее поле доски. Впрочем, в некоторых случаях его могли покрыть краской — красной или черной, в таком случае у иконы появлялось еще одно народное название: краснушка или чернушка.
Прочие же детали внешнего вида святого — его одеяние, атрибуты, нимб над головой — все это литографическим способом (плоская печать на жести) наносилось на оклад, который покрывал сверху доску с рисунком. Самые дешевые иконы украшались накладкой из фольги и носили соответствующее название «подфолежные». Чуть более дорогой вариант штамповали с покрытием из латуни. Самыми дорогими из подокладниц были иконы с печатью, нанесенной на тонкие серебряные листы.
Впрочем, любой из этих образов стоил гораздо меньше иконы, написанной в специальном центре при монастыре, так как времени и мастерства на его создание уходило значительно меньше. Так печатные иконы стали пользоваться большим спросом у простого народа.
Одной из таких икон является икона «Святитель Феодосий Черниговский» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Икона была создана в начале XX века. Ни автор, ни место ее производства не известны.
Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, известный церковный деятель XVII века, входит в когорту самых почитаемых черниговских святых. Его авторитет среди верующих был велик не только при жизни святителя, но и много позже. Так, например, среди православных христиан бытует мнение, что именно Феодосий Углицкий уберег в 1986 году Чернигов от печальных последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Икона написана под оклад на деревянной доске маслом по тонкому слою левкаса — грунта из животных и растительных жиров и мела. На доску охристыми красками нанесены только лик святителя Феодосия Черниговского в реалистичной манере с портретным сходством, а также его руки.
Сохранившаяся живопись на правой руке, держащей крест, выполнена условно. Полностью утрачена живопись левой руки, частично — левой половины лика. Остальная часть образа отпечатана на жестяном окладе.
Прочие же детали внешнего вида святого — его одеяние, атрибуты, нимб над головой — все это литографическим способом (плоская печать на жести) наносилось на оклад, который покрывал сверху доску с рисунком. Самые дешевые иконы украшались накладкой из фольги и носили соответствующее название «подфолежные». Чуть более дорогой вариант штамповали с покрытием из латуни. Самыми дорогими из подокладниц были иконы с печатью, нанесенной на тонкие серебряные листы.
Впрочем, любой из этих образов стоил гораздо меньше иконы, написанной в специальном центре при монастыре, так как времени и мастерства на его создание уходило значительно меньше. Так печатные иконы стали пользоваться большим спросом у простого народа.
Одной из таких икон является икона «Святитель Феодосий Черниговский» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Икона была создана в начале XX века. Ни автор, ни место ее производства не известны.
Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, известный церковный деятель XVII века, входит в когорту самых почитаемых черниговских святых. Его авторитет среди верующих был велик не только при жизни святителя, но и много позже. Так, например, среди православных христиан бытует мнение, что именно Феодосий Углицкий уберег в 1986 году Чернигов от печальных последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Икона написана под оклад на деревянной доске маслом по тонкому слою левкаса — грунта из животных и растительных жиров и мела. На доску охристыми красками нанесены только лик святителя Феодосия Черниговского в реалистичной манере с портретным сходством, а также его руки.
Сохранившаяся живопись на правой руке, держащей крест, выполнена условно. Полностью утрачена живопись левой руки, частично — левой половины лика. Остальная часть образа отпечатана на жестяном окладе.