Икону «Спас Вседержитель», или «Царь Царём», представленную в экспозиции, создали в середине XVII века московские мастера. В собрание Государственного исторического музея она поступила в апреле 1930 года из Александровской слободы. Икона и оклад были выполнены для царского вклада в Александровский в честь Успения Божией Матери женский монастырь. Для его создания из государственной казны отпустили золото, серебро и самоцветы, а к работе привлекли искусных ювелиров.
Позолоченный серебряный оклад иконы украшен закрепленными в золотых гнездах алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, бериллами.
Александровский монастырь был основан во Владимирской области в 1649 году. Первой настоятельницей со званием наместницы стала вдова из Александровской слободы Екатерина, в постриге Евпраксия. С начала правления Петра I монастырь стал местом пребывания, а иногда и заточения знатных опальных женщин, в том числе Марфы Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской, в иночестве Маргариты.
Спас Вседержитель, или Пантократор, — центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. По традиции Спасителя изображают в полный рост, сидящим на троне, по пояс или погрудно. Как правило, в левой руке он держит свиток или Евангелие, а правая сложена в благословляющем жесте.
Слово «Пантократор» имеет греческое происхождение и переводится как «Всевластный» или «Всесильный». А эпитет «Вседержитель» отражает догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя.
В Византии иконографический образ Христа Пантократора появился приблизительно в IV–VI веках. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря, датированная серединой VI века. Образ Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций — то есть тех, в центре которых находится изображение Христа, — а также в иконостасах и стенных росписях. Этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
Позолоченный серебряный оклад иконы украшен закрепленными в золотых гнездах алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, бериллами.
Александровский монастырь был основан во Владимирской области в 1649 году. Первой настоятельницей со званием наместницы стала вдова из Александровской слободы Екатерина, в постриге Евпраксия. С начала правления Петра I монастырь стал местом пребывания, а иногда и заточения знатных опальных женщин, в том числе Марфы Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской, в иночестве Маргариты.
Спас Вседержитель, или Пантократор, — центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. По традиции Спасителя изображают в полный рост, сидящим на троне, по пояс или погрудно. Как правило, в левой руке он держит свиток или Евангелие, а правая сложена в благословляющем жесте.
Слово «Пантократор» имеет греческое происхождение и переводится как «Всевластный» или «Всесильный». А эпитет «Вседержитель» отражает догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя.
В Византии иконографический образ Христа Пантократора появился приблизительно в IV–VI веках. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря, датированная серединой VI века. Образ Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций — то есть тех, в центре которых находится изображение Христа, — а также в иконостасах и стенных росписях. Этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.